Формирование учебной деятельности младших школьников
Автор: Сергеева Людмила Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.09.2017
Статья просмотрена: 15767 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, Л. В. Формирование учебной деятельности младших школьников / Л. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12886/ (дата обращения: 19.12.2024).
Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умение учиться. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя.
Уметь учиться — это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. Уметь учиться- это уметь выбирать виды и формы своей учёбы; рассчитывать свои силы, использовать современные средства и способы получения информации.
Каким должен быть выпусник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его желание учиться, развить умение самостоятельно и творчески решать различные познавательные задачи?
К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности:
учебно- познавательные мотивы
учебные задачи
учебные действия
контроль и самоконтроль
оценка и самооценка
Я выбрала такую проблему, как же нужно правильно организовать и сформировать учебную деятельность. Цель данной работы изучить, обобщить, систематизировать всё то, что накоплено педагогической наукой и психологией. В своей работе раскрыла сущность и структуру учебной деятельности, характеристику компонентов учебной деятельности, процесс формирования, диагностику сформированности компонентов учебной деятельности моих учеников.
Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок в зависимости от результата.
В школе ребёнок должен в определённые сроки овладеть некоторой суммой знаний, умений и навыков в форме учебной деятельности, научиться пользоваться ими, усвоить приёмы рассуждений. Теперь ребёнок должен рассматривать и заучивать такой материал, который в данный момент сам по себе может быть ему и неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой.
В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразовния, происходит становление учебной деятельности, её мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, её формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности
педагога.
По определению Б. С. Волкова учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика.
Основные характеристики учебной деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия
3) учебная деятельность ведёт к изменениям в самом ученике
4) происходят изменения психики и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий
В. В. Давыдов определял субъекта учебной деятельности как учащегося способного «совершенствовать, учить самого себя» Для того, чтобы ученик стал субъектом, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащегося ставить цель: сначала учебную, а затем и жизненную и видеть перспективы её решения. Чтобы осуществлять учебную деятельность, ребёнок должен владеть такими общеучебными умениями: как наблюдать, слушать и слышать, осуществлять самоконтроль.
Продуктом учебной деятельности является, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах,
формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными:
‒ репродуктивными
‒ проблемно- творческие
‒ исследовательско-познавательные действия
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
‒ интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и. т.п.)
‒ знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребёнка умение думать, малоэффективно для умственного развития.
Только правильно поставленное школьное учение является именно учебной деятельностью детей. Чтобы дети, сидя в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, её нужно правильно организовать.
Второе условие правильной организации учебной- деятельности — постановка перед школьниками учебной задачи, решение которой как раз и требует от них эксперементирования с усваиваемым материалом. Принятие учебной задачи –один из важнейших компонентов учебной деятельности. Поэтому очень важно научить ребёнка соответствующему умению.
Таким образом, правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель опираясь на потребность и готовность школьников к овладению теоретическими знаниями, умеет ставит перед ними на определённом материале учебную задачу и помогает выполнять учебные действия.
Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира,выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и пребразующей функциями (развитие ребёнка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями).
Компоненты учебной деятельности(по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову):
1) познавательные мотивы.
2) учебные задачи (целеполагание).
3) учебные действия (планирование).
4) контроль и самоконтроль.
5) оценка и самооценка.
Реализация мотивов и достижение целей учебной деятельности осуществляется с помощью различных видов действий.
Виды учебных действий в начальной школе:
Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата (прочитать, воспроизвести и т. д.)
Мыслительные действия: установить причинно- следственную связь, найти отличия и сходства, сделать вывод, выделить общее и существенное.
Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью,найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других
Продуктивные действия: создание нового продукта- придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; задать вопросы к тексту и. т.д.
Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте — это действие самоконтроля и самооценки.
Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями.
Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие, посредством которых ученик самостоятельно согласует процесс решения учебных заданий.Приёмы позволяют компенсировать и корректировать процесс овладения умениями самоорганизации учебной деятельности.
В работе над учебной деятельностью школьников нужны специальные диагостические задания, что общая успеваемость не выявляет в должной мере процесс овладения учащимися учебной деятельностью, не ориентирует учителя на индивидуальную помощь, которую необходимо оказать каждому ученику.
Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по- новому организовать весь учебновоспитательный процесс в школе.
Существенно должно меняться роль учителя. Это уже не пропеведник «вещающий непроложные истины, что учитель и учебник всегда правы», которые должны усвоить (хотят или не хотят ученики), а организатор, помощник детей в реализации главного процесса.
Коренное изменение способа обучения задаёт иные требования к типу личности педагога. Не каждый учитель настроен на интенсивное межличностное взаимодействие. Что для этого требуется?
- Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке учебного процесса, побуждать детей к самостоятельному обсуждению, обмен мнениями, подведение итогов в наиболее сжатой форме.
- Терпеливое выслушивание ученика, заинтересованное внимание, интерес к его суждениям.
- Спокойное восприятие ошибок, умение побуждать ребёнка к прояснению и уточнению мыслей.
- Умение видеть живую мысль ребёнка, поддержать её, деликатно направить к поиску результатов.
Ученик должен быть настроен к тому, чтобы узнать больше проявить заитересованность, проанализировать, осмыслить новую информацию, подходить исследовательски, пытаться выявить причинно- следственные связи.
К концу начальной школы умение учиться самостоятельно в своей развитой форме не может быть сформировано.
В начальной школе дети учатся:
‒ работать с учебной литературой;
‒ действовать в условиях разных учебных задач;
‒ проверять собственные гипотезы
В целом за время периода обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность мышления в понятиях, он должен успешно освоить программу, у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности, должен сформироваться качественно новый, более «взрослый» тип взимоотношений с учителями и одноклассниками.
Литература:
- Барташникова И. А., Барташников «Учись играя». Харьков. 1997г.
- Волков Б. С. «Психология младшего школьника» Москва. 2005г
- Волков Б. С. «Младший школьник. Как помочь ему учиться» Москва.2004г.
- Давыдов В. В., Слободчиков В.И «Младший школьник как субьект учебной деятельности» Вопросы психологии. 1992 г. № 3.
- Коломинский Я. Л., Панько Е.А «Учителю о психологии детей младшего школьного возраста» 1997г.
- Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург. 2004г.
- Питаренко «Приёмы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Начальная школа 2005г. № 9
- Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11
- Чутко Н. Я. «Учебная деятельность знакомая и незнакомая» Самара 2003 г.
- Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9