Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования
Автор: Корзникова Наталья Валерьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 08.09.2017
Статья просмотрена: 3581 раз
Библиографическое описание:
Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12889/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Именно поэтому дополнительное образование осознается сейчас не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса самосовершенствования современного человека. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям [1,c.4]. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Инновация (материал из Википедии — свободной энциклопедии) — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). В настоящее время развитие образовательного учреждения не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационную деятельность [6]. Инновационная деятельность в конкретном образовательном учреждении — это деятельность, в первую очередь, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях повышения качества образования и организации учебного процесса. Ключ к успеху учреждения дополнительного образования в современных условиях заключается в регулярных и успешных новациях, которые могут и должны быть реализованы. Нововведения в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [4]. При этом недостаточно внимания уделяется системному подходу, управлению инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей как открытой, гибкой образовательной системы, способной реализовать свои цели в динамично меняющейся социально-экономической и социокультурной среде. Эффективность управления определяет устойчивость и перспективность развития учреждения [5,с.204].
Дополнительное образование в городе Ижевске, как и в России в целом, представляет собой сложившуюся устойчивую систему предоставления образовательных услуг. Одновременно эта система — динамичный развивающийся механизм, подверженный влиянию процессов, происходящих, в целом, в образовании:
– модернизация,
– внедрение информационных технологий в образовательный процесс,
– переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды,
– соответствие качества предоставления образовательных услуг запросам заказчика независимо от его возраста, образовательных потребностей и др.
Чтобы быть конкурентноспособным, успешно развиваться, образовательное учреждение должно активно участвовать в инновационной деятельности. Для этого необходимо грамотно выстроить управление инновационной деятельностью учреждения. Инновационная деятельность прочно вписалась в практику работы Центра творческого развития «Октябрьский». Это позволяет более полно и разносторонне удовлетворять потребности личности в развитии и социализации, потребности общества в воспитании ответственного гражданина при реализации следующих социально-педагогических условий: моделирование на основе ситуационного и целевого подходов системы управления инновационными процессами, сущностными характеристиками которой являются гибкие маркетинговые стратегии и перспективное планирование; оптимизация организационной структуры учреждения дополнительного образования, формирование готовности педагогических кадров к инновационной деятельности посредством гибкой системы повышения их квалификации в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности; вовлечение педагогов в инновационную деятельность посредством формирования в учреждении организационной культуры, предполагающей и стимулирующей проявления инициативы и творческой активности, сотрудничества и партнерства в педагогической деятельности [7, с.120].
Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы.
Именно так был инициирован проект «Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях современной интеграции основного и дополнительного образования «Мозаика культур», который успешно прошёл экспертизу и был рекомендован в качестве муниципальной опорной площадки по этнокультурному воспитанию. В рамках опорной площадки активно реализуется сайт-проект виртуального музея «Каждый народ — золотой фонд России», который возник в результате слияния Интернет-технологий и итогов плодотворной работы по нравственно-этическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Виртуальный музей «Каждый народ — золотой фонд России» (www.udmmuseum.ru) включает в себя информацию о самобытной культуре, обычаях, традициях народов, проживающих в городе Ижевске и на территории Удмуртской Республики по следующим разделам: залы народных культур, календарь событий (представлена информация о национальных и знаковых событиях, праздниках на российском и международном уровнях), артефакт дня, новостной блок (события районного, городского и регионального масштаба), раздел «Великие даты», посвященный важным историческим событиям в истории России. Здесь также проводятся различные тематические он-лайн викторины, конкурсные электронные выставки, размещается дополнительная полезная информация, к примеру, методические материалы для проведения Уроков государственности и Уроков мужества. На данный момент в музее представлены залы двенадцати народов — это зал русской, удмуртской, татарской, еврейской, украинской, немецкой, армянской, башкирской, азербайджанской, марийской, чувашской, белорусской культур. В перспективе планируется дальнейшее расширение списка представленных народов. Сегодня отчетливо осознается необходимость развития национального самосознания и культуры межэтнического взаимодействия подрастающего поколения, воспитания толерантности (Рис.1).
Адресатами проекта являются все участники образовательного процесса: общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования, фольклорные коллективы города Ижевска.
Рис. 1. Посещаемость сайта виртуального музея
Цель проекта — приобщение широкой аудитории к изучению культурных ценностей народов, воспитание этнической толерантности подрастающего поколения на основе информационных технологий.
В ходе реализации проекта проделана большая работа по созданию современной образовательной среды для расширения этнокультурного пространства в районе, городе. Центр творческого развития «Октябрьский» значительно укрепил сотрудничество с заинтересованными социальными партнёрами, возрос интерес детей, подростков и молодёжи к традициям, обычаям, культуре разных национальностей, проживающих на территории Удмуртской Республики.
Виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Работа музея повышает эффективность процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении путем включения учащихся в различные виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Виртуальный музей ориентирован, в первую очередь, на детей школьного возраста, родителей, педагогов, а также на тех, кто заинтересован в познании традиций и обычаев национальных культур. Материалы можно использовать в учебном процессе (например, викторины к историческим датам в качестве контрольного материала) и в воспитательной работе как методический и лекционный материал, для создания презентаций, написания докладов, проектов.
Ежегодно с 2011 года на сайте музея проводятся тематические Интернет — конференции, которые приурочены ко дню государственности Республики Удмуртии (4 ноября). В 2017 году в рамках проведения Года экологии в России будет организована Интернет-конференция «ЭКО-Удмуртия».
Каждое важное событие, историческая дата, Интернет-конференция сопровождается конкурсными интернет-викторинами для учащихся города и всех желающих. Надо отметить, что и в конференциях,и в Интернет-викторинах принимают участие не только учащиеся города, республики, но и других регионов России.
Значительная работа проделана в рамках проектирования электронного сборника по изучению удмуртского языка для начинающих «Удмуртский язык? Легко!» — подготовлено четырнадцать видеоуроков, достигнута договоренность с Удмуртским государственным университетом о сотрудничестве в рамках данного проекта, проходит адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Удмуртский язык».
В рамках повышения квалификации для педагогических работников ежегодно проводятся:
– городские творческие гостиные «Город мастеров», «Ожерелье народного творчества» (мастер-классы ИЗО и ДПИ);
– круглые столы по вопросам этнокультурного воспитания подрастающего поколения «Диалог культур» (с привлечением специалистов различных ведомств);
– городской семинар по теме «Этнокультурное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», по итогам которого выпущен электронный сборник;
– успешно реализован проект с грантовой поддержкой этнокультурной смены на базе выездного лагеря «Удмуртия — наш общий дом»;
– реализуется комплексная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для учащихся 1–4-х классов «Удмуртия — наш общий дом».
Современная действительность выдвигает задачу подготовки детей, подростков, молодёжи к жизни в условиях многонациональной среды, умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. Для успешного решения этой задачи важно научить молодое поколение, наряду с почитанием национальной культуры своего народа, понимать и ценить своеобразие культур других народов, воспитывать их в духе толерантности и уважения. В образовании необходим поликультурный подход, который позволит ребенку осознать свою национальную идентичность, а также сформировать основы этнической толерантности.
Участие учреждения в инновационной деятельности, безусловно, ведёт к позитивным изменениям — это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития, растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования является необходимым фактором его развития и представляет собой сложный и многогранный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей модели управления, что непременно отражается в Программе развития учреждения — локальном документе, интегрирующем усилия всех субъектов инновационной деятельности.
Литература:
- Акимов С. С. Оценка эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2014. -№ 16. — С. 317–319.
- Ерофеева Н. Ю. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет»,2014–120 с.
- Зверева А. С. Проектный подход в инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3373
- Золотарева А. В. Дополнительное образование детей в России в XXIвеке. Методическое пособие.- прага-Ярославль: ЕАIСY-ЯГПУ,2013.-140с.
- Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: диссертация... д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2006 450 с. РГБ ОД, 71:07–13/176
- Золотарева А. В. Управление развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие.- Ярославль:Изд-во ЯГПУ,2010.-314с.
- Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 120–124.
- Султанова Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Ижевск, 2005 278 с. РГБ ОД, 61:05–13/1627
- Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. 4-е изд., стер. — М.: 2007. — 384 с.
- Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. М.: 2002. — 320 с.