Внеурочное мероприятие по экологическому воспитанию и образованию обучающихся. Поездка на озеро Байкал
Автор: Хорошенко Снежана Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.10.2017
Статья просмотрена: 181 раз
Библиографическое описание:
Хорошенко, С. В. Внеурочное мероприятие по экологическому воспитанию и образованию обучающихся. Поездка на озеро Байкал / С. В. Хорошенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12770/ (дата обращения: 15.11.2024).
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тютчев Федор Иванович (1803 -1873), русский поэт
Экологическое воспитание играет огромную роль в воспитательной работе педагога. Планируя поездку на озеро Байкал совместно с родителями, мы выделили основные задачи экологического образования и воспитания. Возраст ребят 14–16 лет и каждый осознавал, что человек является частью природы. Изучая школьные дисциплины, дети знали о природных катаклизмах и экологических проблемах не только в России. Каждый ребёнок в поездке захотел личное участие в решении интересных мероприятий, связанных с экологическим процессом.
Были использованы разные методы и приёмы работы с детьми. Это в первую очередь развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, квесты, дебаты и т. д.) Особенно интересно использовались такие приёмы, как развитие творческого мышления и исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений. Все ребята были полностью вовлечение в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций). Данная деятельность проводилась на протяжении всей поездки. Хочется отметить, что в процессе подготовки к поездке на озеро Байкал была организована эколого-просветительская деятельность, во время экскурсий проводилось обсуждение основных вопросов и проблем экологии на озере Байкал. Были затронуты вопросы исследовательской работы и значимые темы. Связанные с формированием здорового образа жизни. Природа -это великий учитель, воспитатель, наставник для человека. К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Дети проявляли искренний интерес к прекрасным природным ландшафтам. Всему радовались и удивлялись необъятному водному простору великого Байкала! Очень ценным являлось и то обстоятельство, что дети проявляли воспитании бережное отношение к окружающему простору.
Особенно замечательным оказалось и то, что в совместной поездке, на организованных экскурсиях, походах мы оказались наблюдателями, экспертами, первооткрывателями. Дети сообща участвовали в поисковой деятельности, находили много загадочного, необычного.
В нашей поездке была возможность не только познакомить с красотой озера, но и возможность вовлекать детей в круг реальных экологических проблем. Важное место занимали ролевые игры, учебные дискуссии, общеразвивающие игры и дебаты. Опыт показывает, чтобы ребенок был готов учиться понимать природу, чувствовать её красоту, наверное, очень нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы. Важнейший компонент экологического воспитания — деятельность школьников. Разные виды деятельности способствуют тесному взаимодействию всего коллектива ребят. Многие компоненты учебной, игровой, общественно-полезной работы формируют пропаганду экологических идей. Разумное и эффективное их сочетание создают позитивную мотивацию созидать и оберегать родные края, относиться с уважением к памятным местам, усадьбам, паркам и к природе в целом.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Я убеждена, что наиболее популярными средствами обучения экологии являются поездки, экскурсии, походы. Хочется отметить, что после нашей поездки в кружок «Физика вокруг нас» было записано более 30 детей, что лишний раз подтверждают: дети готовы познавать новое и неизвестное. В рамках работы кружка проводятся интересные мероприятия:
‒ «День птиц» — знакомство детей с городскими видами птиц. С огромным интересом проводится круглый стол, посвященный охране пернатых друзей. Популярен ежегодный квест, приуроченный к этому празднику. Детям предлагается на каникулах в зависимости от времени года выполнить определённый список заданий по поиску тех и ли иных пернатых друзей на территории города Москвы и Московской области.
‒ «День Земли», «Час Земли». мероприятия сопровождаются проведением викторин и конкурсов стихов, посвящённых живой и неживой природе.
‒ «День семьи». Ежегодно планируется проектная работа «История моей семьи». Проводятся экскурсии в музеи.
‒ «Всемирный день моря». Интересно и увлекательно проводится интерактивная игра и театрализованное представление старшеклассников, а зрителями являются ученики младших классов.
‒ «Всемирный день защиты животных». Это конкурс рисунков, сочинений, эссе.
‒ «Фестиваль цветов» — традиция для нашей школы. В мае дети пересаживают цветы и облагораживают свою школу.
Ребята на кружке под моим руководством планомерно ведут подготовку реферативных и исследовательских работ, изучают много нового и интересного. Необходимо помнить: «Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера».