Ситуация успеха как фактор развития личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Сычёва Татьяна Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 08.09.2017
Статья просмотрена: 669 раз
Библиографическое описание:
Сычёва, Т. В. Ситуация успеха как фактор развития личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Сычёва. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12903/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть.
В. А. Сухомлинский
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в жизни ребенка: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, а главное, принципиально новый вид деятельности — учебная.
В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места ребенком в системе отношений, интересы, ценности. Полностью изменяется весь уклад его жизни. Одновременно с этим продолжает активно развиваться личность ребенка, интенсивно развивается самосознание, происходит становление самооценки младшего школьника. В этой ситуации многое зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях.
Особенно сложно в этот период развития приходится учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно они в связи с имеющимися особенностями в развитии часто оказываются в хронической «ситуации неуспеха» в ведущей учебной деятельности, что не может не отражаться на их дальнейшем развитии.
Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?
Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к которым приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.
Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.
Что такое успех изачем он нужен на уроке?
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Необходимо разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». «Ситуация» — это сочетание условий, которые обеспечивают «успех», а сам «успех» — результат подобной ситуации. С педагогической точки зрения «ситуация успеха» — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. «Ситуация» — это то, что можно организовать; переживание же радости, «успеха» — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
‒ повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
‒ стимулировать работоспособность;
‒ корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Он возникает в детстве и часто остается на всю жизнь. Причем, внешне это не всегда заметно.
‒ развивать личностные качества со знаком «плюс»: инициативность, активность, креативность;
‒ поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Самый мощный инструмент учителя— похвала.
Похвала — очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» — весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не подталкивает детей на дальнейшие достижения.
Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами: «Прекрасно!», «Удивительно!», «Ну просто изумительно!», «Ах, вы только посмотрите!», «Это что-то особенное!», «Это выглядит здорово!», «Именно так!», «Браво!», «Так чудно!», «Об этом обязательно нужно рассказать…», «Ты сделал это!», «Замечательно задумано!», «Я просто в восторге!».
Но в то же время учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника — заслуженная и умеренная. Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение «новых подвигов». А вот другие ученики начинают «светиться от радости», когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает, полезен и «холодный душ».
Правила учительской похвалы.
‒ Хвалите за старательность!(хвалить ученика нужно за усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения)
‒ Хвалите действия, а не личность!(в похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценивать его личность)
‒ Четко обозначайте, за что хвалите!(важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо)
‒ Хвалите в меру и по делу! (учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников)
‒ Останавливайтесь на хорошем!(учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте)
‒ Хвалите без сравнений!(не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников)
‒ Подкрепляйте похвалу! (похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами: улыбкой, мимикой, открытыми жестами, обладает большей силой и эффективностью)
‒ Похвала на сближение!
Например, похвалить ученика на уроке чтения можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект. Такая похвала способствует сближению учителя, ученика и одноклассников.
Технология создания «ситуации успеха» на уроке ориентирует педагога и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на успех, радость достижения результата, а значит, и на продвижение вперед. Успех и радость достижения создают уверенность в силах, способствуют поднятью самооценки, снижению уровня тревожности и психомышечного напряжения, поддерживают познавательный интерес ребенка к заданиям. Создаваемые условия дают реальную возможность для каждого ученика пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых — педагогов, родителей, окружающих.
Литература:
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1998.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1994.