Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры
Автор: Атакуллаев Ислам Исмаилович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.10.2017
Статья просмотрена: 623 раза
Библиографическое описание:
Атакуллаев, И. И. Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры / И. И. Атакуллаев. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12909/ (дата обращения: 15.11.2024).
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Урок физической культуры является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а также задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях. Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и здоровья и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры и здоровья неразрывно связаны друг с другом. Урок физической культуры и здоровья — основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры и здоровья является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. [1] Значение урока физической культуры и здоровья заключается в систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Содержание урока физической культуры и здоровья составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся. Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха. Всему этому дети учатся, прежде всего, на уроках физической культуры. Как по содержанию, так и по организации, уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры. [2]
На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. На уроках физической культуры учащиеся занимаются по специально подобранным физическим упражнениям, где учитываются учителем возрастные особенности и состояние двигательной сферы занимающихся. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, эмоционально-волевой сферы детей является игровой метод. Игра как забава, удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения. Очень любят учащиеся игры с остановкой: «ни шагу дальше», «совушка-сова», «класс, смирно». Дидактические подвижные игры очень полезны для осуществления двигательной активности. «Времена года» Дидактическая задача: формирование умения согласовывать действие в группе. Содержание: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1–2 мин.), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима -катание на лыжах, коньках, лето — плавание, велосипед; футбол; весна — бег, прыжки, волейбол, футбол; осень — бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.). «Альпинисты» Двигательная задача: закрепление навыков лазания и перелезания. Содержание: вдоль границ площадки, стен зала расставлен ряд препятствий; дети, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают препятствия: влезают по гимнастической скамейке, установленной наклонно на гимнастическую стенку, проходят по ней боком; перелезают через бревно или подлезают под него; переходят по «камешкам» (кружочкам нарисованным на земле, или разложенным кирпичам) через «горный ручей», проходят по рейке гимнастической скамейки (изображающей мостик), через «ров» и т. д.; по пути все «альпинисты» собирают карточки с заданием. В конце пути на привале все усаживаются в круг и обсуждают задания, полученные в процессе игры, и ответы «Хомка» Дидактическая задача: закрепление сведений о пользе зарядки. Двигательная задача: координация движений. Содержание: дети становятся в круг. Ведущий: Хомка-хомка, хомячок. Полосатенький бочок. Хомка раненько встает. Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку. И выходит на зарядку! 1–2-3–4-5! Хомка хочет сильным стать. Дети повторяют слова за ведущим и имитируют движения хомячка. Ведущий выбирает «хомячка», который становится в центр круга и показывает движения утренней гимнастики. Все повторяют. [3]
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.
Литература:
- Ашмарина, Б. А. Теория и методика физической культуры. — М.: «Просвещение», 1990. — 287 с.
- Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. — 542 с.
- Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с
- Сидоров, А.А., Прохорова, М.В., Синюхин, Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» — М.: «Терра — Спорт», 2000. — 272 с., ил.