Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников
Авторы: Губарева Елена Геннадьевна, Хаустова Валентина Николаевна, Науменко Наталья Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.09.2017
Статья просмотрена: 346 раз
Библиографическое описание:
Губарева, Е. Г. Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников / Е. Г. Губарева, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12916/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из приоритетных задач в обучении и воспитании младших школьников является пробуждение и формирование устойчивого экологического мышления человека. Ведь именно в это время закладываются многие привычки, которые затем сопровождают нас по жизни.
Экологические минутки, используемые на уроках, а также уроки экологии во внеурочной деятельности позволяют почувствовать и увидеть красоту, неповторимость природы, понять ее уникальность, сберечь и сохранить хрупкий мир.
Главной задачей экологического образования младших школьников является экологическая культура и ее формирование, ответственное отношение к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающее систему экологических знаний, умений, мышления. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В. А. Сухомлинский).
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний. Поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования.
При решении такой сложной и в то же время архиважной и интереснейшей задачи невозможно без воспитания гуманного отношения к окружающей среде. уважения к человеческому достоинству, заботы о благе людей, ко всему, что есть на Земле.
Основой такой деятельности является экологическая грамотность не только для воспитания, но и для здоровья учащегося, нравственного и физического отношения к себе, родным, друзьям и, как вывод, к окружающей среде.
Целью экологического воспитания является духовно-нравственная, физически здоровая, интеллектуально развитая личность, воспитанная активным, неравнодушным отношением к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде.
Задачи экологической работы в начальной школе:
- Воспитание в каждом учащемся бережного отношения к окружающей среде.
- Раскрытие взаимосвязи результатов деятельности человека с состоянием окружающей среды.
- Формирование у школьников патриотического отношения к стране, городу, району.
- Пропаганда экологических знаний среди школьников и членов их семей.
- Формирование экологической осознанности за свои поступки перед природой.
- Вовлечение школьного коллектива как ячейки общества в улучшении состояния окружающей среды и к своей личности.
Направления экологической работы:
Учебная и внеурочная деятельность — это «экологические минутки» (задачи, предложения, экоситуации и другое), применяемые на уроках, интерактивные игры, написание небольших сочинений, рассказов, рефератов, сообщений из СМИ (газет, журналов, телепередач), составление сказок, рисунков на экологическую тему, ведение экологическое объединение, проведение экологических десантов, акции, исследовательских работ, проведение экскурсии, походов. С учетом возрастных особенностей использование стихотворений, загадок, поговорок, пословиц на экологическую тему. Занятия должны сопровождаться иллюстрированным материалом (фотографиями, картинами, цифровыми данными, видеоматериалами), включая разнообразный материал, основанный на собственных наблюдениях из жизни, очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов.
Методы работы: информационный, исследовательский, продуктивный и репродуктивный. Отдельной главой можно ввести экологию и питание человека, так как правильное, экологически чистое, без химических добавок, питание — основа здорового образа жизни молодого поколения.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учащимися на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Как пример, предлагаем экологический проект «Мое любимое дерево». Этот исследовательская работа, включающая наблюдения, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме.
В качестве объекта исследований выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас повсюду, поэтому дерево — прекрасный объект для наблюдений. На примере рассматривается местонахождение и состояние дерева, внешний вид которого отражает экологическую обстановку, наблюдается взаимосвязь и отношение человека к деревьям. Школьникам известно, что бумагу делают из древесины, сколько деревьев надо срубить для этого, а еще надо узнать, сколько растет дерево, прежде чем его можно будет использовать и сколько деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле уничтоженные леса. Дерево легко представить своим другом, ему можно дать имя, с ним встречаться, разговаривать, помогать и заботиться о нем.
Следующим этапом знакомства с лучшим другом — это исследовательская работа — все, что узнали о дереве и, как следствие, выпуск экогазеты и сообщения. Когда контакт налажен, появляется личное отношение к дереву: внимание, забота. Далее можно описать или нарисовать «характер» дерева. В основном, у младших школьников оно вызывает доброту, красоту, величие, мощь, защиту от негативных явлений, помощь окружающей среде.
Проведение экодесанта — уход и бережное отношение не только к своему дереву, но и ко всем деревьям должны подводиться итоговыми занятиями — полив, сборка мусора, посадка саженцев.
Литература:
- Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 8. — С. 17–19.
- Смирнова М. К. Мир вокруг нас: программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1–4 классов // Молодые в библиотечном деле. — 2005. — N 5 / 6. — С. 68–73.
- Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2010. — N 4. — С. 32–37.