Методы и приемы стимулирования мышления как главное условие активизации учения в практике школьного обучения
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Полякова Марина Алексеевна, Гладкова Наталья Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.09.2017
Статья просмотрена: 1779 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Методы и приемы стимулирования мышления как главное условие активизации учения в практике школьного обучения / В. Н. Хаустова, М. А. Полякова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12917/ (дата обращения: 18.12.2024).
Активность оказывает положительное влияние не только на процесс мышления в целом, но она отражается также на процессах запоминания. Знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя. Поэтому необходимо соблюдать следующие условия:
- Ученики должны не просто запоминать сумму знаний, а прежде всего, осмыслить изучаемый материал на основе сравнения главных и второстепенных признаков, обобщения основных признаков наблюдаемых явлений.
- Не называть и не объяснять детям того, что они могут увидеть и понять сами.
- Создать на уроке такие условия, которые привлекают внимание.
В процессе обучения необходимо пробудить у детей стремление постоянно совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее совершенное заменять более совершенным, более экономным.
В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что младшие школьники стремятся избежать трудностей. Так, например, некоторые дети после того, как они усвоили способы письменных вычислений, начинают применять эти способы даже при устном решении примеров. И, если они лишены возможности произвести запись, то они мысленно «записывают» цифры в своём воображении. У детей не сформировалась привычка действовать не по трафарету, изыскивая более рациональные способы. Для того чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения, необходимо:
- Обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности.
- Научить его эффективным методам и приёмам самостоятельной работы.
- Пробудить в нём стремление к самостоятельности, создав у него соответствующую мотивацию, т. е. сделать для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.
Принцип активизации обучения предполагает сознательность и активность в усвоении знаний, и он стал оказывать определяющее влияние на понимание таких известных принципов как доступность, систематичность обучения. Следует избегать не только чрезмерно трудного, но и чрезмерно лёгкого материала, когда всё ясно с самого начала, когда в процессе усвоения для ученика не возникает никаких проблем или задач, требующих умственных решений. Принцип систематичности также приобретает в условиях активизации учения несколько иной смысл. Несомненно, остаётся в силе то положение, что необходима определённая последовательность в усвоении знаний и формировании навыков; для усвоения более сложных из них требуется овладение более простыми, составляющими их основу.
Решая вопрос о методах обучения, необходимо быть более гибким и не всегда идти одним путём, нередко бывает целесообразным столкнуть детей с новой трудностью, сделав это так, чтобы они её осознавали, и тогда в дальнейшем для них окажется более лёгким оперировать этим материалом. Необходимо в единстве рассматривать методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. Т. е. выделяются 3 группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию и в то же время они находится в тесной взаимосвязи.
- Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учитывает организацию познавательной деятельности учащихся:
1) По источнику передачи и восприятия учебной информации(сло весные, наглядные, практические);
2) По логике передачи и восприятия учебной информации (индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический);
3) По степени самостоятельности мышления (репродуктивный, частично-поисковый);
4) По степени управления учебной работой учащихся (под руководством учителя, самостоятельная работа, работа с учебником).
- Особое значение имеют методы стимулирования учебной деятельности, которая включает:
1) Методы стимулирования интереса к учению (дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, обращение к жизненному опыту учащихся, создание ситуаций познавательной новизны);
2) Методы стимулирования долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение или порицание в учении).
- Группа методов контроля и самоконтроля (устный, письменный, практический контроль).
В центре внимания должны быть вопросы о выборе методов: самостоятельного изучения темы или под руководством учителя; репродуктивных или поисковых методов; индуктивных или дедуктивных; решение о сочетании словесных, наглядных, практических методов; о выборе методов стимулирования учебной работы; контроля и самоконтроля; продумывание запасных вариантов сочетания методов.
Покажем на примере урока в 1 классе по теме: «Сложение и вычитание. Составление таблицы+1» процесс выбора и обоснования возможности использования тех или иных методов. Прежде всего, учитель должен решить вопрос о выборе методов управления учебной работой учащихся при изучении новой темы. Здесь возможна или коллективное составление таблицы, или самостоятельная работа, или работа с учебником. Случаи сложения и вычитания рассматривались на протяжении всей темы «Нумерация», поэтому можно использовать такой приём: каждому ученику предлагается карточка с вырезанными окошками (перфокарта). Можно составить 4 варианта для самостоятельной работы, чтобы учесть все случаи + 1.
Задание: вставьте в окошки числа и знаки, чтобы полученные записи были верные.
Далее организуется самостоятельная работа с учебником. Рассматривается таблица +1, предлагается прочитать только те примеры, которые отсутствуют в карточке. Аналогично рассматривается таблица -1. Данный приём сравнения таблиц с примерами на карточках способствует формированию непроизвольного внимания учащихся, а также формирует умение организовать работу в соответствии с заданием учителя. Частично-поисковый метод используется и при выполнении задания № 1. Учитель проводит беседу: «Что может обозначать запись 1–1=0?, Что может означать запись 1+0=1». Ученики должны были соотнести иллюстрацию с математической записью («На траве сидела 1 стрекоза, потом она улетела»).
При изучении такой несложной темы, связанной с прибавлением и вычитанием 1, можно предложить учащимся задание, которое бы потребовало от них творчества, наблюдательности, например:
— Кто быстрее назовёт ответ?
6 + 1–1 =
9–1 + 1 =
5 + 1–1 =
— Что вы заметили?
— Чем похожи между собой эти примеры?
Литература:
- Истомина, Н. Как научить младших школьников решать текстовые задачи./ Н.Истомина «Начальная школа» приложение «1 сентября» № 6, 2004.
- Тихоненко, А. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач./ А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко «Начальная школа», 2007, № 4.
- Царёва, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке, как средство реализации современных педагогических концепций и технологий./ С. Е. Царёва «Начальная школа» 2004, № 4.