Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии
Авторы: Романенко Валентина Михайловна, Хаустова Валентина Николаевна, Науменко Наталья Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.09.2017
Статья просмотрена: 2192 раза
Библиографическое описание:
Романенко, В. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии / В. М. Романенко, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12924/ (дата обращения: 18.12.2024).
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и технологии. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.
Н. М. Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Б. М. Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива — внутреннего побуждения деятельности учащихся.
К. Д. Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность — видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.
Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи. Главный смысловой стержень — связь искусства и труда с жизнью человека, роль искусства и труда в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства и труда в развитии каждого ребенка.
В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности.
Творчество — это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного. В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта.
Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.
Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками.
Развитие творческих способностей младших школьников не ограничивается только уроками изобразительного искусства и технологии.
Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции.
Овладевая основами изображения, младшие школьники приобщаются к труду, сами создают материальные и культурные ценности. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Благодаря восприятию в природе и в искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.
Литература:
- Гросул, Н. В. Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе. 2008. № 4, с.22–28
- Ершова, А. П. Искусство в жизни детей М.: Просвещение, 1991. с.128.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд М.:Просвещение,1995, с.270
- Решетников, П. Е. Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№ 1.-с.40–44