Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 3720 раз

Библиографическое описание:

Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 16.10.2024).



Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы педагог был в курсе о последних достижениях науки, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе [3, с. 7].

В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование. Данное направление отражено так же в Федеральном государственном стандарте второго поколения, и это еще раз указывает на необходимость и приоритетность в современной школе [7, с. 54].

С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие — наставничество. По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].

Он указывает, что индивидуальная работа с молодым специалистом наступает с вступительного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих затруднениях, проблемах, неудачах. Затем обуславливается единая программа работы начинающего учителя с наставником, составляется маршрут профессионального роста.

В первый месяц работы молодому специалисту предоставляется независимость в деле, в этот период он ознакамливается со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство» [4, с. 28].

Т. С. Полякова утверждает, что наставничество как метод подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности уже совершенно давно применяется в области образования. На сегодняшний день наставничество входит в новый период собственного формирования, на котором к ходу развития молодого педагога присоединяются эксперты разных областей педагогики и психологии [1, с. 98].

С учетом профессиональных нужд молодого учителя автор выделяет следующие роли педагогов-наставников:

  1. «Проводник». Обеспечит подопечному ознакомление с системой данного общеобразовательного учреждения «внутри». Наставник сможет помочь молодому учителю понять свое место в системе школы, станет реализовывать пошаговое управление его педагогической деятельностью.
  2. «Защитник интересов». Сможет оказать помощь в решении всех конфликтных ситуаций, образующихся в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; образует атмосферу взаимопомощи и партнерства; сможет помочь своему подопечному понять важность и значимость его работы.
  3. «Кумир». Наставник абсолютно всеми собственными индивидуальными и профессиональными достижениями, социальным положением, стилем работы и общения способен заинтересовать профессиональное самосовершенствование молодого учителя.
  4. «Консультант». Данная значимость осуществляет функцию поддержки. Подопечный приобретает точно такое количество поддержки, сколько ему следует и когда он об этом просит.

В организованной наставнической помощи молодой учитель самостоятельно реализовывает педагогическую деятельность, а наставник осуществляет контроль ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %. [6, с. 51].

В ходе написания статьи, нам стало интересно как же этот процесс проходит в образовательной организации. Нами был составлен и проведен опросник на выявление необходимости наставника для реализации профессиональной деятельности молодыми педагогами. Опросник был проведен среди сотрудников педагогического коллектива.

По результатам опроса установлено, что большинство учителей обращаются за помощью к другим коллегам или разбирались во всем самостоятельно. Проведя беседу с учителями, у которых есть наставник, мы выяснили, что сотрудничество с ним проходит успешно: посещение уроков; даются рекомендации, советы; оказывается помощь в трудных моментах. Учителя указывают на то, что очень мало времени уделяют своим наставникам из-за своей загруженности профессиональной деятельностью. Побеседовав с молодыми педагогами, мы установили, что для их эффективного становления необходим опыт наставника и опыт других коллег.

По результатам беседы с педагогами и директором можно сделать вывод, что наставничество в сегодняшнее время носит формальный характер, в данной школе отсутствует система наставничества. Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат образовательной организации.

Таким образом, наставничество оказывает огромное влияние на становление молодого педагога: способствует формированию профессиональной личности, самореализации и самосовершенствованию. С помощью наставника эффективность данного условия помогает администрации в образовательном учреждении быстро и качественно, решать задачи профессионального становления начинающих педагогов, а именно оказывать помощь в трудных моментах, дают рекомендации, делятся свои опытом.

Литература:

  1. Браже Т. Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей. М., 2013. — С. 98–107.
  2. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Сов. педагогика. — 2014. — № 4. — С. 76–84.
  3. Гаджабова И. В. Профессиональное становление учителя // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 6–10.
  4. Мороз А. Г. Педагогический коллектив как среда адаптации молодого учителя. — Киев: КППИ, 2015. — С. 28.
  5. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. — 2015. № 9. — С. 41–47.
  6. Ходаков А. И. Социально-профессиональная позиция и стиль деятельности молодого учителя. — Л., 2012. — С. 41–54.
  7. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя. М., 2012. — С. 54–56.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.