Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах
Автор: Хоруженко Елена Григорьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 968 раз
Библиографическое описание:
Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 15.11.2024).
Критическое мышление — активный процесс познания и достижения истинных знаний. Можно по-разному подходить к решению одной и той же задачи в зависимости от знаний в данной области, жизненного опыта и характера познающего субъекта и прочего. Ученик должен понять, что, прежде чем принимать то или иное решение, необходимо подумать, взвесить все «за» и «против», предвидеть его последствия. Для этого важно рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения. Все это — умения критического мышления
Развитие критического мышления у учащихся необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, важно уметь оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание.
Процесс развития критического мышления на уроках истории немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов. В нашем общеобразовательном учреждении используются различные методы развития критического мышления. Мы работаем с учетом принципов личностно ориентированного подхода, который предполагает возможность раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Систематически проводится работа в малых группах сотрудничества при подготовке, например, к дискуссии. Проиллюстрируем сказанное на примере.
Развитие критического мышления при изучении истории древней Греции
В начале учебного года класс был поделен на семь групп: «интернет-группа», «политологи», «юристы, правоведы», «экономисты», «культурологи-художники», «хронологическая группа», «философы». Каждый сам выбрал себе группу по интересам. Заранее объявлена тема, которую предстоит изучать: «Цивилизация Древней Греции». Тема представлена пятью параграфами: границы цивилизации; греческая община-полис; два центра цивилизации; культура древнегреческой цивилизации; последняя фаза цивилизации — эпоха эллинизма. Предварительно учащиеся знакомятся с материалом учебника дома.
Первый урок отводится на научно-исследовательскую работу.
Участники интернет-группы работают в медиатеке. Их задача — дополнять ответ участников остальных групп по рассматриваемым проблемам, находить альтернативный вариант ответа или подбирать материал по просьбе участников других групп. В медиатеке ученики распределяют задание между собой, и каждый ищет интересный материал на своем сайте. Они обмениваются мнениями о значимости найденных материалов, и все вместе решают, насколько тот или иной материал стоит выносить на всеобщее обсуждение. Эта работа требует использования умений критического мышления.
На первом уроке не только интернет-группа, но и любая другая группа имеет право уйти в медиатеку, чтобы воспользоваться дополнительными материалами по своему направлению. Это касается и группы культурологов-художников. Им необходимо сделать зарисовки; подготовить фрагмент из видеофильма; принести и показать иллюстрации из книг и альбомов. В группе собираются любители-художники, которые знают и ценят искусство, разбираются в стилях, знают культуру цивилизаций.
Второй урок является основным — группы отчитываются о проделанной работе. Первыми отвечают хронологи, их задача познакомить класс с хронологией событий. В группу входят дети, которые не проявляют специального интереса к какому-либо направлению; но работают они добросовестно, считая свою часть работы интересной и важной. Учащиеся готовят ответы и на проблемный вопрос: в чем заключался «вызов» естественной среды и как «ответила» на него греческая цивилизация?
Группа политологов занята исследованием по следующим вопросам:
Какие формы государственного правления существовали в Греции? Когда и как устанавливалась в полисах демократия? Почему переход к демократии лежал через тиранию? Какая форма правления установилась в эллинистических государствах? Почему греческую демократию называют «демократией не для всех»?
По ходу выступления члены группы указывают, что необходимо записать, делают выводы, выделяют главное, поясняют термины «тиран», «олигархия», «демократия», «полис». Их ответы дополняют члены «интернет-группы».
Группа экономистов отвечает на следующие вопросы:
Чем характеризовались земельные отношения в Древней Греции? Что означает термин «античный капитализм»? Насколько были эффективными товарно-денежные отношения в Древней Греции? Каково было отношение к частной собственности в Древней Греции и почему?
Группа юристов рассматривает проблему с точки зрения права, отвечая на проблемные вопросы:
Что означает термин «гражданская община»? Все ли жители полиса являлись его гражданами? Кто считался неполноправным? Почему? Какую роль законы Ликурга и Солона сыграли в жизни Афин и Спарты? Являлась ли Спарта «государством равных»?
Исследование культурологической группы имеет творческий характер. Учащиеся рассказывают об искусстве, стилях, поэмах, трагедиях. Художники показывают свои зарисовки, отрывки из видеосюжетов, объясняя и комментируя их. Выступление они строят в соответствии с полученными ранее вопросами:
Что в человеке в первую очередь интересовало греческих поэтов-лириков? Какой смысл вкладывали авторы трагедий в заключительные сцены гибели своих героев? Почему трагедия всегда заканчивалась смертью главного героя? Какие изменения в культуре Греции произошли в период эллинизма?
Интернет-группа дополняет ответы культурологов. Учащиеся работают с понятиями «лирика», «древнегреческий театр», «комедия», «трагедия», «эллинизм».
Последними о проделанной работе отчитываются философы. При подготовке эта группа использует документы, приведенные в учебнике. Возможно проведение дискуссии по вопросам:
Ф.Ницше о нравах древних греков: насколько взгляды философа соответствуют историческим реалиям? Гуманизм современного человека и человека древности: общее и различия. Что являлось для греков высшей ценностью — победа для себя или победа для государства? Чем определялась такая позиция? Какие особенности спартанского строя кажутся историку Ксенофонту наиболее привлекательными? Почему? В чем видел Перикл преимущества демократического строя? Согласны ли вы с ним? Почему? Свобода в понимании Перикла и Платона. Соответствует ли их понимание современным представлениям о свободе? Уточняются с участием интернет-группы понятия: «философия», «система ценностей», «софистика».
Каковы результаты?
Таким образом, каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки в работе, рассматривает определенные вопросы, проблемы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. Аналогичная деятельность продолжается и по другим темам в течение всего учебного года. За это время накапливаются знания учащихся по различным сферам жизни общества в прошлом, обогащаются их умения определять круг источников информации; находить нужные сведения; преобразовывать их под углом зрения поставленной проблемы, рассматриваемого аспекта; оформлять полученные результаты и предъявлять их своим одноклассникам.
Каждая группа занимается той проблемой, которая интересна им в познавательном плане. Это важный шаг в направлении будущей профилизации.
Итогом годовой работы в избранном направлении становится подготовка группой реферата, сборника исследовательских материалов. Работа групп обязательно должна оцениваться.
Критерии оценки: умения найти ответ на поставленный проблемный вопрос; правильно использовать термины; интересно преподнести материал; дать развернутый анализ проблемы, темы, философского взгляда.
При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объемом информации. Указанные направления даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину рассматриваемого сюжета.
Созданию такой картины помогает проведение итоговой дискуссии, на которую отводится сдвоенный урок, поскольку невозможно за один урок выслушать каждого, обменяться мнениями, прийти к общему выводу. Каждая сторона пытается не только определиться со своей позицией, но и найти для нее достаточно веские аргументы. Учащиеся подкрепляют свои суждения положениями и оценками видных ученых, историков, ссылками на исторические документы.
Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно и для развития толерантности у детей. Дискуссии на уроках истории должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. Противоречия должны рождать умение думать, делать выводы и применять их к современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно ее анализировать.
Литература:
- Бутенко, А. В. Критическое мышление, метод, теория, практика [Текст] / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. — М.,2002. — 176 с.
- Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПБ.: «Скифия»; «Альянс-Дельта»,2003. — 278 с.
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2004. — 175 с.
- Кларин, М. В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] / М. В. Кларин // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 25–31.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. — 272 с.