Личность преподавателя в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раушкина, А. В. Личность преподавателя в образовательном процессе / А. В. Раушкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12945/ (дата обращения: 15.11.2024).



Для многих людей различной профессиональной направленности преподавательская деятельность является средством самореализации и самовыражения, и одновременно получения дохода. В свою очередь образовательные учреждения нуждаются в грамотных, квалифицированных, творчески работающих педагогах. [1. с.6]

Любую дисциплину можно преподавать увлекательно, а можно скучно и формально. От уровня профессиональной компетенции преподавателя, уровня его образованности, педагогических подходов, творческих находок, умения эффективно работать в команде зависит качество профессиональной подготовки студентов. [4.с.5]

Преподаватель может подготовить занятие таким образом, чтобы подобранный материал вместе с динамичным его изложением вызывал заметный эмоциональный отклик. Такие занятия как правило, остаются в памяти студентов надолго.

Каждому преподавателю важен профессиональный успех, который обеспечивают ему профессиональные качества: личностные, коммуникативные межличностные и профессионально-педагогические. [4. с.14]

Личностные качества педагога включают такие характеристики, как доброту, терпеливость, доброжелательность, эмоциональную уравновешенность, сдержанность, объективность, порядочность, справедливость, объективность, достоинство, обязательность.

Квалифицированный преподаватель умеет поддерживать доброжелательный эмоциональный фон на занятиях, что не исключает его требовательности. Умение понять настроение учащегося, возможность проявить его способности, высоко цениться его учениками.

Отношения преподавателя с учащимися определяются степенью его авторитета. Дружественные отношения преподавателя с учащимися, зачастую являются основой совместной научной деятельности. Однако, следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует допускать панибратских отношений с учащимися. В то же время излишняя дистанцированность преподавателя приводит к формализации отношений между преподавателем и учащимися, и не способствует созданию творческой атмосферы.

При обучении можно различать общение личное и деловое. Содержание личного общения — это события, впечатления, отношения, вне учебной сферы деятельности. Содержание делового общения определяется учебным процессом или совместной работой. Зачастую проблемы успеваемости связанны именно с низкими навыками общении учащихся. Поэтому, преподавателю особенно важно понимать базисную роль общения для обучения, и при необходимости вовремя корректировать его развитие у учащихся любого возраста и уровня образования. [1.с94]

Особую ценность имеет способность преподавателя соотносить и координировать свои действия в зависимости от окружающей обстановки, действовать в контексте ситуации. Преподавателю важно представлять, как он выглядит в глазах учащихся. Что он транслирует ученикам своим поведением и своим внешним видом.

Безусловно, преподавателю необходимо стремиться быть современным соответственно времени: знать и понимать устремления и интересы учащихся, и в тоже время следует поднимать, подтягивать учащихся до своего уровня. Не следует идти по пути наименьшего сопротивления, и стремиться завоевать ложный авторитет настраиваясь на «волну» учащихся.

Известно, что учащиеся не только оценивают и уважают в педагоге его положительные качества (интеллигентность, эрудицию, вежливость, внешний вид), но и определяют некоторые отрицательные стороны характера и поведения педагога.

Качества, которые являются негативными разрушают педагогическую деятельность, проявляются в неуравновешенности педагога, его стремлении «сводить счеты» с учащимися, появление мстительности, высокомерное поведение, публичная демонстрация своей антипатии, вредит имиджу педагога, и разрушает его педагогическую деятельность.

Если преподаватель проявляет высокую активность, от него веет оптимизмом, в его обществе легко, то учащиеся понимают, что он предложит новые, неожиданные и интересные идеи.

Одним из механизмов межличностного взаимодействия является такое качество педагога как децентрация, то есть отказ от своих эгоцентрических установок. Благодаря децентрации можно взглянуть на себя глазами собеседника и оценить ситуацию возникшего или возникающего конфликта с целью его разрешения. Гибкий анализ проблемы, осознание ее сущности, творческое воображение, мысленный эксперимент определяют варианты решения проблемы. [4. с12]

В психологических исследованиях показано, что у большинства педагогов их личностная позиция и особенности самосознания нередко бывают слишком тесно связаны с их профессиональной позицией. Многие педагоги с трудом отделяют себя как личность, от себя как преподавателя. То есть профессиональная позиция у таких педагогов проникает в их личную жизнь. [1. с112]

В то же время наблюдается и обратная ситуация, когда личная позиция непосредственно определяет профессиональную позицию преподавателя. Смешение этих позиций, вносит трудности как в личную, так и в профессиональную жизнь преподавателя, а это уже чревато профессиональным «выгоранием».

Профессиональные качества педагога включают в себя эрудицию, свободное и грамотное и внятное изложение материала, мгновенную реакцию на ситуацию. Быстрая речь преподавателя вызывает трудности в ее восприятии. Быструю речь трудно записывать, а порой и понимать, а замедленная речь преподавателя приводит к тому, что занятие кажется скучным, неинтересным.

Профессиональное мастерство преподавателя определяется степенью знания преподаваемого предмета, его широким образованием, степенью его научной подготовки по данной специальности. Вторым важным моментом является знание методологии предмета и общих дидактических принципов, знание особенностей учащихся.

Существенным признаком педагогических способностей являются умение понять, почувствовать особенности личности учащегося. Подход к учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей, разумный выбор средств педагогической деятельности, чувство такта позволяет преподавателю найти пути для развития у учащихся более высокого уровня знаний, благодаря чувству правильного ориентира.

Преподаватель должен иметь четкие представления об особенностях учащихся с которыми он работает. Для этого целесообразно строить с ними не только формальное общение на занятиях, но и неформальное вне занятий (экскурсии, выставки). Для успешного преподавания педагогу важно ориентироваться в межличностных отношениях и ценностной сфере учебной группы или класса. Это дает возможность учитывать индивидуальные особенности своих учеников и строить эффективный образовательный процесс. [1.с102]

Такой преподаватель, становится центральной фигурой для учащихся, так как он не просто много знает и умеет, но и помогает научиться критическому мышлению, проведению анализа, постановке задачи, умению выделить главное и сделать правильные выводы.

Готовность к пониманию психического состояния учащихся и сопереживанию (эмпатия), потребность в социальном взаимодействии и «педагогический такт» имеют большое значение в определении качеств преподавателя. Именно благодаря педагогическому такту может выразится общая культура преподавателя.

Чувство меры в поведении и действиях преподавателя является проявлением педагогического такта, который, в свою очередь можно справедливо считать специфическим инструментов влияния педагога. Бестактность, бесцеремонность преподавателя приводит к тому, что учащийся становится замкнутым, недоверчивым, теряет интерес к учебе.

Выдержка, уравновешенность, находчивость и чувство юмора — отличительные черты тактичного преподавателя. Находчивость и чувство юмора позволяет разрядить ситуацию, осознанно не акцентировать внимание на негативных моментах, поддержать доброжелательный эмоциональный фон. Разумеется, недопустимы нездоровый юмор, насмешки, колкости, уничижительная форма обращения.

На сегодняшний день, в системе среднего образования нужен преподаватель с высоким уровнем развития нравственных интеллектуальных качеств, настоящий интеллигент.

Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно проявляются в деятельности каждого преподавателя. Манера, стиль преподавательской деятельности индивидуальна как почерк. Поэтому у преподавателя возникает необходимость поиска индивидуального стиля общения с аудиторией.

Неповторимость стиля педагога возникает только в многочисленных комбинациях, профессионально значимых качеств. Самосовершенствование преподавателя, самоподготовка, позволяет находить пути к повышению своего авторитета у учащихся, воспитывать их своим примером увлеченности предметом, побуждать учащихся к самостоятельной работе, развивать в них стремление к устранению своих недостатков.

Преподавательское искусство раскрывается как личный профессиональный и творческий талант педагога.

Творческий потенциал педагога накапливается годами. Он содержит не только новые идеи, поступившие с новыми знаниями, но и включает в себя опыт прежних лет работы. Можно сказать, что он формируется на основе социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний. Решение педагогических задач и общежитейских проблем в быстро меняющихся условиях жизни позволяет преподавателю находить нестандартные варианты выхода из сложившейся ситуации благодаря своим творческим способностям.

Литература:

  1. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. — 320с.
  2. Ковалев А. Г. психология личности, изд. 3 переработанное и дополненное, М. Просвещение, 1969. — 391.
  3. Таран Л. Н., Петрунек В. П. Радости и тревоги: родителям о нервно-психическом здоровье ребенка. — М. педагогика, 1978. — 160с.
  4. Ткачева Т. М. Роль личности преподавателя о в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учебное пособие. — М.:МАДИ, 2015. -76с.
Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, внешний вид, доброжелательный эмоциональный фон, занятие, педагогический такт, преподавательская деятельность, профессиональная позиция, чувство юмора.