Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 25.09.2017

Статья просмотрена: 1065 раз

Библиографическое описание:

Штарева, Н. А. Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности / Н. А. Штарева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12955/ (дата обращения: 19.12.2024).



То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные неистовые ревнители» призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды — сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги.

Академик Ю. Г. Круглов

Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, с отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры.

Являясь гражданами России, видим, как поднимается и занимает лидирующие позиции идея патриотизма в современном мире. Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства. Исследовав материалы Д. В. Григорьева, М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, пришли к выводу, что начинать работу по формированию российской идентичности возможно уже с дошкольного возраста, так как именно здесь, согласно психологическим исследованиям, начинают формироваться духовно-нравственные основы личности. Становление гражданской идентичности ребенка, как осознание своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует (по А. Г. Асмолову) формирования 4-х личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной жизни).

Актуальные задачи современного дошкольного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны ДОУ большого внимания к реализации регионального компонента образовательной программы.

Истоки формирования российской идентичности берут начало с решения следующих задач:

‒ знакомство с русским языком, художественной литературой, фольклором;

‒ знакомство с русским народным бытом, с праздничной культурой;

‒ знакомство с историей, культурой, жителями малой родины или региона проживания.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

‒ создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

‒ подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

‒ организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

‒ интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;

‒ организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад «Сказка» соответствует современным требованиям, постоянно совершенствуется, преобразуется, наполняется новым содержанием. В каждой группе имеются центры краеведения, в которых представлены фото, открытки, альбомы, народные игрушки, дидактические игры и др. Сотрудничая со средней школой, ребята с удовольствием посещали музей, организованный на ее базе. В дальнейшем в детском саду было решено разработать проект «Русская горница», в результате которого собственный музей занял место в одном из помещений ДОУ. В наличие имеются сменные экспозиции «Старинная посуда», «Хлеб всему голова», «Русская народная игрушка», «Куклы в народных костюмах», «Предметы быта». Эти экспозиции помогают в реализации тематического планирования и в проведении непосредственно образовательной деятельности.

Известный писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому — к месту, где ты живешь». Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, вовлечение детей в историческое прошлое, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений создают благоприятные условия для формирования базовых национальных ценностей. С большим интересом воспринимают ребята подготовку и участие в русских народных праздниках: «Осенняя ярмарка», «Святки-колядки», «Масленица», «Пасхальное воскресенье» и др. Сотрудничество с детской школой искусств позволяет сделать эти праздники эмоциональными, познавательными и запоминающимися. Воспитатели совместно с родителями и детьми готовят костюмы, организуют творческие выставки. Результатами кратковременных проектов стали картотеки скороговорок, потешек, народных игр.

2015 год в России был объявлен годом книги. В связи с этим в детском саду был разработан и проведен проект «Работает издательство «Сказка», в ходе которого открылись малоизвестные факты о знакомстве (а порой и о дружбе) со знаменитыми российскими поэтами некоторых из семей воспитанников и педагогов. Воспитатели, родители и ребята познакомились с творчеством известных поэтов-земляков (один из них А.Фатьянов), а также с поэтами и писателями, в настоящее время проживающими в поселке. Оказалось, что некоторые из родителей или родственников воспитанников обладают писательским даром, итогом стали книги в группах, полностью сделанные родителями (от оформления до содержания), а одному воспитателю было предложено издать книгу со стихами.

2016 год в Росси был объявлен годом кино. В этот период в ДОУ был разработан проект «Почему с кино мы дружим, для чего оно нам нужно?». В процессе реализации проекта познакомились с историей российского кино, научились делать афиши-объявления, были сняты ролики «Жизнь моей группы», «Польза книг и чтения», «Родители, помните!», «Богатырь — Илья Муромец», «Алеша Попович», «Вот бы стать мне выше папы»; мультфильмы «Как Аленушка на ярмарку собиралась», «Почему нельзя мыть машины на берегах рек и озер», «Военная техника»; фильм «Корабль «Сказка» в море детства».

2017 год в нашей стране был объявлен годом экологии. Когда взрослый человек задумывается о Родине, то у него всплывают обычно детские воспоминания, связанные с пением птиц, журчанием ручья, шелестом листвы, со склонившейся березкой. Любовь к Родине начинается с любви к природе родного края. Чтобы и в далеком будущем люди смогли окунуться в похожие воспоминания, необходимо уже сейчас позаботиться об экологическом воспитании детей. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. В детском саду был разработан проект «Природа просит о помощи». В ходе этого проекта состоялись мастер-классы для родителей «Комнатные цветы из пластиковых бутылок», «Мягкая игрушка из одинокого носка», «Одноразовая посуда в творчестве». Педагоги познакомились с технологией «лэпбук» и активно принялись за создание красочного, познавательного, развивающего пособия по экологии. Также на территории ДОУ появилась экологическая тропа с различными объектами для наблюдений и исследований. Не осталась без внимания деятельность экологического театра. Задачей сказочных героев было знакомство ребят с экологическими праздниками: день воды, день солнца, день кошек, день птиц, день Земли; вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, объектам; помочь формированию реальных представлений о них.

У детей дошкольного возраста воспитание чувства любви к Родине начинается с более близких, понятных, осязаемых объектов: семья, улица, поселок, жители поселка. Уже не первый год в ДОУ проходит проект, посвященный 9 мая, «Посмотрим памяти в глаза». Ребята знакомятся с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, с интересом слушают рассказы приглашенных очевидцев о войне и о жизни в военное время, стараемся каждый год никого не оставить без внимания, поздравив и тех, кто не может прийти в детский сад.

Основой нашего государства являемся мы, его граждане. Каждый житель является неповторимой личностью и вносит свой вклад в существование и развитие своей страны. В связи с этим в ДОУ решили разработать и провести проект «История семьи в истории поселка», в ходе которого воспитанники познакомятся с династиями учителей, врачей, сельских тружеников, работников культуры, с ними они могут ежедневно встречаться на улицах или в учреждениях, возможно, это будет история их семьи. Ребята познакомятся с достижениями этих простых людей, увидят, какое большое количество достойных, уважаемых личностей в нашем поселке.

Работая над темой формирования российской идентичности у воспитанников, педагоги постоянно учатся сами и повышают свою профессиональную компетентность через активное участие в методической деятельности, самообразование, а также участие в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровня. Показателем высокого уровня профессиональной компетентности педагогов в данном вопросе служат многочисленные призовые места в конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Вся запланированная и проделанная работа воспитателями, специалистами, администрацией направлена на то, чтобы и в мыслях, и в высказываниях ребенка дошкольника были выражения «моя страна», «мой народ», «мой поселок», что будет означать, что цель формирования российской идентичности достигнута.

Позитивные эффекты педагогической работы с детьми:

‒ наличие устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины,

‒ формирование у детей активного осознанного проявления элементов российской идентичности в естественных жизненных ситуациях;

‒ расширение представлений о малой родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край;

‒ стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей.

Позитивные эффекты организационно-педагогической работы:

‒ создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к ценностям российского народа;

‒ налажена информационно-просветительская работа с семьями воспитанников;

‒ составлены договора о сотрудничестве с учреждениями ближнего социума;

‒ процесс и результаты деятельности представлены в СМИ

Литература:

  1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-149с.
  2. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-112с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. и доп. - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.-304с.
  4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника.
  5. Попова В. Р., Каманина Ю. П., Борисова О. В. Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, российская идентичность, региональный компонент, родной край, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, малая родина, образовательная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, эффективное взаимодействие.

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности