Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 1127 раз

Библиографическое описание:

Малышева, С. Р. Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников / С. Р. Малышева, В. Л. Батуева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12994/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии. При этом упускается из виду, что успех достигается лишь при систематической работе с младшими школьниками по формированию воображения.

Большую возможность в стимулировании воображения, фантазии, детского творчества имеют интеллектуально-развивающие игры.

Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.

В своей работе с детьми, начиная с первого класса, проводим игровые занятия по определению уровня развития воображения:

  1. У меня есть много необычных кружочков. Хотите побыть немного «волшебниками». Превратите фигурки в любую картинку, дорисуй к ней все, что захочешь. Попробуй!

Оценивая, обращается внимание на оригинальность. На основе анализа определяется уровень развития воображения.

  1. Игра «Волшебные очки».

Игровой материал: карандаши, трафареты, «волшебные очки» различной формы.

Показав детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как все вокруг (предметы, люди, животные) приобретают форму очков. Даются варианты игрового занятия: изобрази, каким ты увидел в этих очках птичку, цветок и др. Игра имеет массу вариантов.

  1. Игры «Фоторобот», «Волшебники», «Составь изображение», «Закончи рисунок», «Тропинка» и т. д.

Игры, развивающие воображение, фантазию детей, в основном ориентированы на внеурочное время. Однако с успехом проводим их и на уроках.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, эмоции, юмор и воображение.

Уроки «Оригами» — возможность поиграть, пофантазировать. Уроки ИЗО — «Кляксование».

Игра поможет изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх учителю легче узнать характер, привычки своих воспитанников, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Большое влияние в своей работе учитель должен уделять подвижным играм, так как специальные исследования показали, что 85 % времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей против гиподинамии. При организации проведения игр, учитель должен знать, что назначение игр не должно сводиться лишь к заполнению свободного времени детей, а помогают педагогу выполнять учебно-воспитательные задачи.

В своем арсенале учитель должен иметь разнообразные виды игр: сюжетные, логические, дидактические, игры, развивающие у детей зрительную и слуховую память, творческое воображение, познание окружающего мира.

Игры обязательно должны быть доступны детям, подобраны в соответствии с возрастом детей, их способностями и уровнем развития. Содержание игр, которые планирует учитель в работе с детьми должно помочь детям закрепить и расширить их знания. Однако игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность. В играх всегда очень важным стимулом должен быть элемент соревнования: «А можно мне?»

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: игра, как путеводная нить, должна пролегать в учебно-воспитательном процессе с детьми в группе продленного дня, так как это второй дом для детей, где они должны чувствовать себя комфортно.

Стимулируя воображение в одном виде творчества (словесном), мы развиваем и другие его виды (артистические, музыкальные).

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны учителя.

Как известно, период от 6 до 12 лет очень важен в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, наблюдательность, умение анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. «Ученик — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» [Ю. Л. Львов, «Творческая лаборатория учителя»,2000].

Подлинную силу обучение в школе имеет в том случае, если познавательная деятельность учеников на уроке вызывает у них радость, удовлетворение, успешность познания. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве стимула мыслительной деятельности, оптимизируют навыки мыслительной деятельности, прививают навык гигиены познавательной сферы и определяют её характер. От успешности в развитии творческих способностей во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания человека. Поэтому задания на развитие творческих способностей и логического мышления используются на всех уроках, а не ограничиваются каким-либо одним предметом.

Проводимая в системе работа по развитию творческих способностей младших школьников даёт положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, желание сделать собственное учение радостным и успешным; дети охотно принимают участие в различных предметных олимпиадах и занимают призовые места.

Есть замечательное правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться — обеспечь им первый успех!

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» Л. С. Выгодский.

Литература:

  1. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте СПб,1997
  2. Гессен С. И. Основы педагогики –М.;1995
  3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.; Просвещение; Учебная литература 1996
  4. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского-М.; 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, воображение, мыслительная деятельность, развитие, способность, творческое мышление, уровень развития воображения, учитель.