Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 04.10.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Никитина, И. В. Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля / И. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12996/ (дата обращения: 15.11.2024).



Введение новых федеральных образовательных стандартов ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Несмотря на большое разнообразие методов, и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера.

Сегодня умение использовать опытно-исследовательскую деятельность в учебном заведении является показателем высокой квалификации преподавателей, их прогрессивной методики обучения и развития.

Учитывая это, в КГА ПОУ «Владивостокский гидрометеорологический колледж» одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Одним из средств достижения поставленной цели является опытно-исследовательская деятельность студентов.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития профессиональных компетенций.

Опытно-исследовательская деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность студентов. Эта работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, достижение положительных результатов практической деятельности, обновления содержания учебного процесса, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля «Проведение агрометеорологических наблюдений и работ на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды» происходит на наблюдательных участках, которые организованы на учебной метеорологической станции, на территории колледжа, и часть практики (включая преддипломную) проходит на агрометеорологической станции «Тимирязевский» Уссурийского района.

Опытно-исследовательская деятельность студентов — это процесс коллективной деятельности студента и преподавателя. Основной целью такой работы является повышение познавательной способности студентов и повышение уровня научной подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Основными задачами опытно-исследовательской работы являются:

‒ формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

‒ ознакомление их с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы на производстве.

‒ формировать умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;

‒ содействовать профессиональному росту.

В процессе такой работы студентов решается комплекс задач по формированию общих компетенций:

‒ Воспитание личностных качеств;

‒ Развитие творческого потенциала;

‒ Развитие коммуникативных навыков.

В процессе наблюдения за ходом таких работ последовательностью, уверенностью в действиях — выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

Исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.

В процессе выполнения опытно-исследовательской работы формируются профессиональные компетенции, соответствующие виду профессиональной деятельности.

Учебная практика включает следующие формы работы: исследовательскую работу, проблемно-поисковые методы, активные и интерактивные методы и развитие познавательной деятельности.

Для реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов в ходе опытно-исследовательской работы на учебной и производственной практике при освоении профессионального модуля «Проведение агрометеорологических наблюдений и работ на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды» применяются следующие формы и методы работы:

‒ планирование и самостоятельное выполнение работ;

‒ решение проблемных задач;

‒ выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством;

‒ узнавание ранее изученных объектов и свойств;

‒ деловая игра;

‒ работа в группе;

‒ индивидуальная работа;

‒ выполнение работ над ошибками.

‒ решение аналогичных и нестандартных задач;

‒ решение ситуационных производственных задач.

А также методы и формы контроля:

При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи.

При групповом контроле группа временно делится на несколько бригад (от 2 до 10 студентов) и каждой из них дается задание. В зависимости от цели контроля предлагают одинаковые задания или дифференцированные задания (проверяют результаты письменного задания, которое студенты выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания бригадой).

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания материала, качество словесного, бланкового оформления, степень закрепления в памяти.

Вместе с этим так же применяются три типа контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью студентов (наблюдения за правильностью выполнения заданий), взаимоконтроль (проверка выполнения задания друг у друга, проведение технического и критического контроля материалов наблюдений) и самоконтроль студентов (проверка правильности выполнения задания в соответствии с руководящими документами).

Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий).

Проделанная работа позволяет рассматривать исследовательскую деятельность в процессе подготовки будущих специалистов как форму организации образовательного процесса, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Решение таких задач в последовательности этапов, характерных для научного исследования, оформление результатов собственной исследовательской деятельности и выступлением с ними на ежегодной научно-практической конференции студентов, а также использование полученных исследований в написании выпускной квалификационной работе.

Студенты, принимающие активное участие в научно-исследовательской работе выявляют более стойкий интерес к будущей профессиональной деятельности, освоению нового материала, проявляют более высокие результаты в творческой, практической, учебной деятельности.

Работа проводится на протяжении нескольких лет, и даёт положительные результаты в освоении компетентностного подхода в подготовке специалистов.

Метеоролог сегодня должен обладать высоким профессионализмом и достаточным интеллектуальным уровнем, обеспечивающим возможность перемены трудовых функций в процессе деятельности. Обществу необходим специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах своей профессии, но особенно в практических вопросах, касающихся непосредственно его должностных обязанностей.

Таким образом, такая опытно-исследовательская работа способствует углублению общих и профессиональных компетенций, развитию творческой составляющей и самостоятельности в будущей работе в качестве специалистов.

Литература:

  1. Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил.к журн. «СПО». — 2011. — № 2. — С. 139–147.
  2. Болдырева Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов// Специалист. — 2011. — № 10. — С. 21–22.
  3. Ильина Т. В. Система научно-исследовательской работы студентов// Специалист. — 2014. — № 9. — С. 12–13.
  4. Кульгеев В. Р. Опытно-исследовательская деятельность в колледже// Специалист. — 2014. — № 5. — С. 10.
  5. Савельев П. Н. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования исследовательских компетенций у студентов педагогического колледжа. «СПО». — 2014. — № 3. — С. 17–20.
  6. Шихова, А. Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А. Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М. Ю. Козловой. — Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114
  7. Методические рекомендации по проведению опытно-исследовательской работы при освоение профессионального модуля «Проведение агрометеорологических наблюдений и работ на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды».
Основные термины (генерируются автоматически): опытно-исследовательская работа, подготовка специалистов, деятельность студентов, студент, исследовательская деятельность, образовательный процесс, опытно-исследовательская деятельность, профессиональное образование, профессиональный модуль, учебная практика.

Похожие статьи

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Похожие статьи

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода