Организация воспитательного процесса по развитию жанрово-стилистического восприятия музыки старшими дошкольниками с учетом требований Федерального стандарта
Авторы: Голдобина Елена Германовна, Фролова Ирина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.10.2017
Статья просмотрена: 24 раза
Библиографическое описание:
Голдобина, Е. Г. Организация воспитательного процесса по развитию жанрово-стилистического восприятия музыки старшими дошкольниками с учетом требований Федерального стандарта / Е. Г. Голдобина, И. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13015/ (дата обращения: 15.11.2024).
В наше время в образовании введены Федеральные государственные стандарты, которые устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставщей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Детский сад разносторонне развивает каждого ребенка. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Кто-то склонен рисовать, у кого-то хорошо развиты физические способности, а кто-то отлично поет и музицирует. Музыка — это совершенно особый путь познания разных оттенков эмоционально-чувственных переживаний человека, его настроений и состояний, который является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасной действительности, красоты и глубины человеческих чувств и взаимоотношений.
Восприятие музыкальных произведений удовлетворяет потребность людей в переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения.
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих обогащенных эмоций. Дети духовно восполняют то, что недостает им в ограниченной пространством и временем жизни, компенсируют посредством воображения множество потребностей. Современное общество привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления духовного кризиса выступает полноценное музыкальное жанрово-стилистическое воспитание подрастающего поколения, а также развития основ восприятия музыки.
ФГОС дошкольного образования направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; восприятие музыки, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Все обучение музыке должно строятся с учетом требований ФГОС и соответствовать государственным образовательным стандартам. Музыка, как одна из образовательных областей определяет адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. В ФГОС использована наиболее современная и полная типология детской деятельности. Данная образовательная область направлена на развитие музыкальной детской деятельности. При организации обучения педагог должен учитывать основополагающий принцип интеграции образовательных областей.
Требования ФГОС предусматривают применение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра — это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры — взаимоотношение между взрослыми людьми — в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Педагогам необходимо акцентировать внимание на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Таким образом, построение образовательного процесса посредством ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
Образовательный процесс строится в совместной деятельности взрослого и детей — это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
‒ непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
‒ совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
‒ совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра.
Основными задачами, на музыкальном занятии являются:
‒ обучать детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; развивать основы музыкальной культуры;
‒ развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
‒ учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и так далее;
‒ формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
‒ развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Задачи эти успешно решаются при использовании подлинно художественных произведений. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
На занятиях музыки у дошкольников используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. В сюжетно-образные движения включать имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и так далее.
В основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1) музыкально-ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.
Формируя музыкальность у детей, мы стремимся к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.
Нами была разработана серия занятий по развитию у детей музыкальности как жанрово-стилистического воспитания.
Слушание музыки — важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать прекрасное.
Музыкальное восприятие мы развиваем в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушают музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т. д.) Такое слушание становится по силам даже самым непоседливым детям.
В своей работе мы используем такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включаются 2–3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Музыка, включенная в сказку должна быть, выразительной, короткой. Текст сказки — интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.
Каждое занятие должно быть пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.
В то же время мы учитываем, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим мы стараемся не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.
Таким образом, организация воспитательного процесса на музыкальных занятиях в соответствии с Федеральным стандартом в ДОУ гарантирует старшим дошкольникам продуктивное освоение ООП, и как следствие, музыкальное развитие ребенка.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из наиболее важных функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Все знания и умения и навыки, все новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде. Необходимо ознакомить каждого ребенка с новыми ступенями изучения музыки, раскрывая чувства детей для жизни как можно полнее, с целью полного ощущения радости жизни. Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним ненавязчиво и игриво. Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.