Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Авторы: Ставропольцева Светлана Валентиновна, Сторожук Николай Владимирович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2017
Статья просмотрена: 1002 раза
Библиографическое описание:
Ставропольцева, С. В. Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / С. В. Ставропольцева, Н. В. Сторожук. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 107-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13019/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методическую разработку деловой игры, ориентированной на совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Ключевые слова: курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деловая игра
Глобальной проблемой современного мира является обеспечение устойчивого безопасного развития. Эта проблема стоит практически перед всеми странами мира и является ключевой проблемой человеческой цивилизации. Рост количества чрезвычайных ситуаций различного характера вызвал острейшую необходимость подготовки человека в области безопасности жизнедеятельности. Важнейшая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства принадлежит образованию. Только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. Таким образом, в современных условиях система подготовки населения должна постоянно совершенствоваться за счет применения более эффективных форм и методов обучения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с Примерной программой курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанной МЧС России в 2017 году, основной целью организации и осуществления образовательного процесса является привитие знаний и умений по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также выработка готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].
Для достижения поставленной цели в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС должны быть реализованы определённые принципы обучения, основными из которых являются:
1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;
2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;
3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;
4) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;
5) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения.
Таким образом, важно не просто передать обучающимся знания, а научить их овладевать новыми знаниями посредством вовлечения в различные виды деятельности, одним из которых является игра.
В педагогике принято различать следующие виды игр [2, с. 115–116]: дидактические, сюжетно-ролевые и деловые. По мнению Н. А. Моревой [3, с. 75], деловая игра предполагает моделирование профессиональной деятельности и направлена на решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда обучающиеся берут на себя роли и, в соответствии с установленными правилами, в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения. Обязательными элементами и условиями деловых игр являются:
‒ наличие дидактической задачи (направленность на формирование определенного круга умений, систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности);
‒ наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выполняет обучающийся;
‒ различие ролевых целей (каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свойственными другим ролям);
‒ наличие учебной ситуации, на разрешение которой и направлена игра;
‒ наличие правил (ограничений сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры);
‒ коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями.
Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.
Ряд исследователей отмечает, что деловая игра — это высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина [4, с. 147], в процессе деловой игры знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда, и, участвуя в деловой игре, обучающийся наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. В целом, деловая игра — это «репетиция» профессиональной и социальной деятельности человека, предполагающая решение учебно-производственных задач в игровой форме и активизирующая интеллектуально-творческую самостоятельность обучающихся.
Методика организации и проведения деловой игры носит вариативный характер, что обусловлено многообразием их видов и типов. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны: получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности; систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков; получение опыта социальных отношений и формирование профессионального творческого мышления.
В настоящее время в научно-педагогической и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к структуре деловой игры. По мнению ряда исследователей в процессе организации и проведения игры можно выделить 3 основных этапа:
- Проектирование игры (доигровой этап) включает в себя:определение единой цели игры и конкретных задач для её участников; разработку плана и правил игры; описание последовательности действий участников; подготовку заданий для участников, разработку процедуры и критериев судейства; подбор необходимого оборудования.
- Проведение игры (основной этап)включает в себя:
‒ организационный момент предусматривающий: представление участников; постановку целей игры, ознакомление с правилами игры; распределение ролей; назначение судей, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку правильности действий участников; установление регламента времени.
‒ ход игры — выполнение предусмотренных сценарием заданий. Следует отметить, что успешное проведение деловой игры предусматривает соблюдение ряда условий: игра не должна быть слишком замкнутой в себе и не должна превращаться в самоцель (игра ради игры); в игре должна возникать достаточно оперативная связь всех участников; кроме того, игра должна осуществляться по чётко сформулированным правилам, которые следует соблюдать всем участникам.
В ходе проведения деловой игры особая роль принадлежит преподавателю, который должен следить за деятельностью участников и дисциплиной, контролировать соблюдение определённого игрового режима, разрешать спорные вопросы. Являясь участником и основным организатором, он должен стремиться создать творческую обстановку, направить активность обучающихся на достижение поставленной цели, при необходимости активизировать ход игры разнообразными приёмами, поддержать интерес к ней. В случае, когда участники при обсуждении вопросов сами не в состоянии выбраться из теоретического или логического «тупика», преподаватель подводит их к правильному выводу. Преподаватель также может вмешиваться в ход игры в те моменты, когда в выполнении заданий допущены явные ошибки, и они не замечены экспертной группой, а также при нечётком выполнении участниками своих функций.
- Подведение итогов (заключительный этап) включает в себя: обсуждение результатов игры, выявление положительных и отрицательных моментов в действиях участников, оценка экспертов (подсчет набранных баллов), а также обобщение знаний, полученных в ходе проведения деловой игры, их практическая значимость.
Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания в Санкт-Петербургском государственном казённом учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» позволили разработать и успешно апробировать в учебном процессе деловую игру «Организация работы должностных лиц на пункте управления». Основная цель деловой игры: совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
1. Проектирование игры (доигровой этап) — усвоение и проработка обучающимися ранее изученного лекционного материала по темам «Перевод гражданской обороны с мирного времени на военное положение» и «Содержание и порядок разработки плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны)».
Преподаватель разрабатывает задания для проведения деловой игры и раздаточный материал для обучающихся, а также подготавливает необходимое материальное оснащение и техническое оборудование: запись сигнала «Внимание всем» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и радиационной опасности, микрофон, колонки, таблички (пункт управления, учебный класс, кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе, директор, преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов, учитель истории, учитель литературы, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, слесарь-сантехник, электрик).
2. Проведение игры (основной этап):
‒ организационный момент включает в себя следующие действия: академическая группа делится на малые группы. Каждая малая группа делится на подгруппы по 3 человека в каждой следующим образом:
- первая подгруппа: «Руководящий состав гражданской обороны» — обучающийся № 1 — директор школы — руководитель гражданской обороны; обучающийся № 2 –преподаватель-организатор ОБЖ- работник уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; обучающийся № 3 — заместитель директора по УВР — председатель объектовой эвакуационной комиссии. Место работы первой подгруппы — повседневный пункт управления гражданской обороны образовательной организации;
- вторая подгруппа: «Учителя, проводящие уроки» — обучающийся № 1 — учитель проводящий урок с 1 «А» классом; обучающийся № 2 — учитель, проводящий урок истории с 5 «А» классом; обучающийся № 3 — учитель, проводящий урок литературы с 10 «А» классом. Место работы второй подгруппы — учебный класс.
- третья подгруппа:«Административно — хозяйственный отдел» — обучающийся № 1 — заместитель директора по административно-хозяйственной работе, обучающийся № 2 — слесарь-сантехник, обучающийся № 3 — электрик. Место работы третьей подгруппы — кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе.
- подгруппа экспертов, которые будут анализировать выполнение заданий игроками.
Затем каждой подгруппе выдаются следующие материалы:
- общая обстановка — школа продолжает работать в военное время, не отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне и находится в зоне слабых разрушений, радиационного и химического заражения. В школе создана система гражданской обороны. Должностные лица прошли обучение. Школа имеет защитное сооружение — противорадиационное укрытие на 600 человек, расположенное в подвальном помещении учебного корпуса, что позволяет защитить наибольшую работающую смену. Работники и обучающиеся обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазы фильтрующие, респираторы) на 100 %. Повседневный пункт управления оборудован в кабинете директора школы и оснащен средствами связи. Объектовая система оповещения находится в исправном состоянии. В 11.00. 25 мая Президентом РФ введено военное положение. В 12.00. 25 мая директор получил распоряжение на проведение первоочередных мероприятий по гражданской обороне третьей очереди. К 12.00. 26 мая в школе выполнены первоочередные мероприятия по гражданской обороне третьей очереди.
- частная обстановка — в 12.00 27 мая на пункте управления дежурят директор, преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны. В школе проходят уроки согласно расписанию. На территории школы находятся: работники организации — 50 человек, обучающихся — 500 человек.
- справочные данные — школа расположена в типовом трёхэтажном здании. Имеет 6 эвакуационных выходов и оснащена первичными средствами пожаротушения. Охрану школы осуществляет дежурный вахтер. Кадровый состав: администрация — 9 человек, учителя — 57 человек, педагоги-психологи — 1 человек, социальные педагоги — 3 человека, учителя-логопеды — 2 человека, воспитатели групп продлённого дня — 5 человек, педагоги дополнительного образования — 2 человека, педагог-организатор ОБЖ — 1 человек, педагоги-организаторы — 3 человека, методисты — 2 человека.
‒ ход игры — выполнение практических заданий:
- задание № 1- преподаватель определяет обучающихся, которые будут выполнять задание № 1 (слушатели № 1). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Воздушная тревога». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 1 (директор школы — руководитель гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.
Далее обучающийся № 1 (учитель, проводящий урок в 1 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» предлагает свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога».
Затем обучающийся № 1 (заместитель директора по административно-хозяйственной работе) из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога», в частности он отдаёт распоряжения слесарю-сантехнику и электрику.
Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 1.
- задание № 2 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 2 (обучающиеся № 2). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 2 (преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны» должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.
Далее обучающийся № 2 (учитель истории, проводящий урок в 5 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» должен представить свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак».
Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся слесарем-сантехником.
Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 2.
- задание № 3 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 3 (обучающиеся № 3). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Радиационная опасность». Прослушав информацию об оповещении, обучающийся № 3 (заместитель директора по учебно-воспитательной работе — председатель объектовой эвакуационной комиссии) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.
Далее обучающийся № 3 (учитель литературы, проводящий урок в 10 «А» классе) из подгруппы «Учителя проводящие занятия» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность».
Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно -хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся электриком.
Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 3.
3. Подведение итогов (заключительный этап) — обсуждение результатов игры проводится сначала экспертной группой, которая анализирует выполнение заданий и каждым обучающимся, и каждой из подгрупп. Затем преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты действий всех участников игры, выставляет всем оценки и делает вывод о полученных в ходе проведения деловой игры теоретических знаниях и их практической значимости.
Опыт проведения данной деловой игры позволяет сделать вывод о том, что её использование в практике подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций способствует повышению качества их подготовки, улучшает психологическую атмосферу внутри учебной группы и между отдельными её членами, формирует необходимые исполнительские, организаторские и интеллектуальные навыки.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время преумножение знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности становится неотъемлемым условием обеспечения духовного и физического здоровья общества. Способность человека выжить в экстремальных условиях в немалой степени зависит от его умения правильно оценить возникшую ситуацию, своевременно принять единственно верное решение и реализовать его на практике. Иными словами, компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности.
В целом, необходимость повышения качества подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способных эффективно и качественно решать задачи в области безопасности жизнедеятельности, путём применения в процессе обучения разнообразных по тематике и содержанию деловых игр является одной из актуальных задач современного дополнительного профессионального образования.
Литература:
- Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 22.02.2017. № 2–4-71–8-14.
- Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Т. Ц. Сфера, 2004. — 448с.
- Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Морева — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001–272с.
- Столяренко, Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 256с.
Ключевые слова
деловая игра, курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийПохожие статьи
Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупрежден...
Государственные закупки при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области
В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В работе исследуется государственные закупки при обеспечении гражданской обороны ...
Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий
В рамках данной статьи исследуются основы законодательного регулирования вопросов, связанных с предотвращением ЧС и их последствий, изучаются основы политики, проводимой со стороны государства относительно осуществления превентивных мер относительно ...
Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации
В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...
О некоторых проблемах оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах
В статье рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных...
Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций
В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Без-опасность жизнедеятельности» образовательных организаций Санкт-Петербурга в области гражданской о...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Совершенствование системы эксплуатации и обслуживания боевой одежды пожарных и спасателей
В статье рассмотрены основные аспекты организации деятельности по эксплуатации и обслуживанию боевой одежды пожарных и спасателей в реагирующих пожарно-спасательных подразделениях и аварийно-спасательных формированиях. Отдельно рассмотрены проблемные...
Административно-правовая защита прав и законных интересов участников дорожного движения
В статье рассматриваются основные вопросы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определено понятие адми...
Похожие статьи
Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупрежден...
Государственные закупки при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области
В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В работе исследуется государственные закупки при обеспечении гражданской обороны ...
Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий
В рамках данной статьи исследуются основы законодательного регулирования вопросов, связанных с предотвращением ЧС и их последствий, изучаются основы политики, проводимой со стороны государства относительно осуществления превентивных мер относительно ...
Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации
В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...
О некоторых проблемах оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах
В статье рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных...
Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций
В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Без-опасность жизнедеятельности» образовательных организаций Санкт-Петербурга в области гражданской о...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Совершенствование системы эксплуатации и обслуживания боевой одежды пожарных и спасателей
В статье рассмотрены основные аспекты организации деятельности по эксплуатации и обслуживанию боевой одежды пожарных и спасателей в реагирующих пожарно-спасательных подразделениях и аварийно-спасательных формированиях. Отдельно рассмотрены проблемные...
Административно-правовая защита прав и законных интересов участников дорожного движения
В статье рассматриваются основные вопросы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определено понятие адми...