Пилотная площадка — старт в будущее | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гусева, Н. М. Пилотная площадка — старт в будущее / Н. М. Гусева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13021/ (дата обращения: 16.10.2024).



Трудно ли молодому человеку устроиться в самостоятельной жизни? Нужна ли помощь взрослых опытных людей, неравнодушно относящихся к его судьбе? Заинтересовано ли государство в том, чтобы каждый его член стал успешным в независимой жизни? Думается, что ответы на эти вопросы очевидны.

Позитивный жизненный сценарий воспитанников… Не это ли цель работы педагогов любого детского дома, да и общества в целом? Как помочь несовершеннолетнему ребенку, оставшемуся без попечения родителей, приобрести социально и личностно необходимые компетенции, выбрать профессию, определиться с жизненной траекторией, поставить правильную, достижимую цель? Решению этих вопросов подчинена деятельность КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина». На протяжении многих лет детский дом в основе в своей деятельности использует технологию сопровождения. В 2015 году в связи с вступлением в законную силу Постановления правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», разработкой Концепции постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Красноярского края педагогическим коллективом детского дома был разработан проект «Вектор успеха», направленный на подготовку к выпуску из организации и успешную адаптацию в обществе после выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из направлений проектной деятельности — постинтернатное сопровождение, которое осуществляется, в том числе и в рамках пилотной площадки, участниками которой стали КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» и КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства».

Пилотная площадка — это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий.

Для организации деятельности площадки была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации и педагогические работники обоих учреждений, члены Попечительского совета, работодатели, предоставляющие рабочие места для прохождения производственной практики во время обучения в техникуме и трудоустройства.

На первом же собрании рабочей группы, были определены цели, задачи деятельности пилотной площадки, разработан проект Положения о пилотной площадке по постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дорожная карта.

Целью взаимодействия детского дома и техникума определили интеграцию профессионально-общественного партнерства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления профессиональной ориентации, прохождения профессиональных проб, профессионального обучения, социально-бытовой адаптации, организации наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников.

Среди задач пилотной площадки были выделены: организация межведомственного взаимодействия детского дома, техникума, работодателей, создание банка предприятий-партнеров; разработка и внедрение программ, проектов, моделей системы психолого-педагогического постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на создание условий для развития и становления личности, стремления и умения «жить здесь и теперь», «жить рядом с другими»; профессиональное ориентирование, организация профессиональных проб, профессионального обучения, учебной, производственной практик в рамках договоров о целевой подготовке на предприятиях-партнерах; социально-профессиональная адаптация в период обучения в техникуме; помощь в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте, выстраивании карьеры, мониторинг закрепляемости.

Выпускники детского дома имеют разные стартовые возможности, которые мы определяем с помощью методики «Оценка ресурсов и рисков». Дифференцированный подход к организации постинтернатного сопровождения позволил определить стратегии деятельности: поддерживающее сопровождение выпускников с успешным жизненным сценарием; углубленное сопровождение выпускников с высоким риском социальной дезадаптации; экстренное сопровождение выпускников в трудной жизненной ситуации. Для каждой целевой группы выстроен свой алгоритм сопровождения.

За время деятельности службы постинтернатного сопровождения накоплен определенный опыт организации становления воспитанников в период подготовки к выпуску и после выпуска из детского дома. Так, формирование социально значимых компетенций проходит по программе «Воскресный социальный проект». Для осуществления профессионального ориентирования разработана программа «Я и моя профессия». Формированию культуры ответственного отношения к гендерной принадлежности, семье, материнству/отцовству посвящена программа «Я — семья». Выпускникам предоставлена возможность проживания в двух учебных социальных квартирах (программа «Дом, в котором я живу»). Третий год осуществляется сопровождение призывников, военнослужащих срочной службы, оставшихся для продолжения службы по контракту и обучающихся в военных училищах (программа «Я служу России»).

В планах создание и обслуживание на сайтах детского дома и техникума «Странички выпускника», в стадии разработки находится информационная система банка данных выпускников, программа «Добрая воля» по привлечению волонтеров, наставников, попечителей.

В новом формате проходит интенсивная школа для выпускников детских домов Восточного округа Красноярского края «Взлетная полоса», в работе которой непосредственное участие принимают педагоги техникума, организуя профессиональные пробы в учебных мастерских и лабораториях. С 2017–2018 учебного года школа начнет работать в круглогодичном режиме.

В настоящее время в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» обучаются 17 выпускников детского дома по пяти рабочим профессиям. Из них 15 занимаются в группах для детей с ОВЗ. В 2018 году получают документ об образовании 15 человек. Уже сейчас активно ведется совместная целенаправленная работа по заключению целевых договоров об их трудоустройстве. В этом году КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» стал инициатором заключения четырехстороннего соглашения о намерениях между администрацией детского дома, техникума, работодателем и выпускником, поступившим на 1 курс профессиональной образовательной организации. Документ определяет меру ответственности всех субъектов по постинтернатному сопровождению, наставничеству, организации практики и дальнейшему трудоустройству ребенка-сироты, который сам занимает в этом процессе активную позицию.

Литература:

  1. Иванова Н. П. Заводилкина О. В. О задачах и содержании работы по подготовке выпускников интернатных учреждений при вхождении в самостоятельную жизнь // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22–23 июня, г. 30 Смоленск / Под. Ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 164–172.
  2. Ивашкина Ю. Ю. Вопросы социальной поддержки выпускников учреждений для детей-сирот в Санкт-Петербурге // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. 22–23 июня, г. Смоленск / Под. Ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 150–163.
  3. Мурыгин, А. С. Подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников в Смоленской области / А. С. Мурыгин // Постинтернатное сопровождение детей сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение Ч. 2.: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. 22–23 июня, г. Смоленск / Под ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 94–96.
  4. Романова, Е. Н. Психологическая адаптация студентов-сирот на первом году обучения в Якутском медицинском колледже/ Е. Н. Романова // Методист. — 2014. — № 3. — С. 39–41.
  5. Рожков, М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. — Калининград: изд-во РГУ им. И. Кан- та, 2010. — С. 6–7.
Основные термины (генерируются автоматически): пилотная площадка, попечение родителей, постинтернатное сопровождение, Гагарин, дом, Канский детский дом, Канский техникум, рабочая группа, сельское хозяйство.