Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Автор: Земляченко Марина Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 05.10.2017
Статья просмотрена: 5991 раз
Библиографическое описание:
Земляченко, М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Ключевые слова: инновационные технологии, работа учителя-логопеда, синквейн, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии
В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту — ОВЗ).
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ.
Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем методы, приемы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Авторами инновационных технологий являются: Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Нищева Н. В., Смирнова Л. Н.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе:
‒ различные виды массажа;
‒ различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;
‒ артикуляционная, мимическая гимнастика;
‒ логопедическая ЛФК;
‒ гимнастика для глаз;
‒ упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;
‒ упражнения на релаксацию;
‒ психопластика;
‒ упражнения на профилактику нарушений осанки;
‒ кинезиологические упражнения;
‒ Cу-джок терапия;
‒ логоритмика.
Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.
Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед использует игровые технологии, так как игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов — от самых простых до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дошкольник во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.
Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию? учитель-логопед облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника.
«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию.
Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).
Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления — классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным.
В своей работе учитель-логопед широко применяет ИКТ: современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических процессов.
Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.
При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ одной из новых современных инновационных технологий является использование учителем-логопедом синквейна. Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У синквейна есть свои правила написания и нет рифмы.
Учитель-логопед, используя инновационную технологию синквейн, развивает критическое мышление дошкольников, обогащает словарь, систематизирует словарный запас, так как мыслительные процессы занимают значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи.
1 строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.
Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.
Главная цель инновационной деятельности — развитие учителя-логопеда как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Литература:
- Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. –М.: Дрофа, 2007. — 213 с.
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов.- М.: ВЛАДОС, 2003.-225 с.
- Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 42–49.
Ключевые слова
инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, синквейн, мнемотехника, работа учителя-логопедаПохожие статьи
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией
В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.
Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Похожие статьи
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией
В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.
Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.