Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пудова, Н. В. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой / Н. В. Пудова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13049/ (дата обращения: 15.11.2024).



ФГОС направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей получения качественного дошкольного образования. Задачи обеспечить равные возможности развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (ОВЗ), к которым относится нарушение речи.

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.

Основными задачами коррекционного обучения детей старшей и подготовительной группы детского сада являются:

– формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

– формирование навыков дифференциации звуков;

– формирование звукового анализа и синтеза слова.

Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную систему, в которой ребёнок объект воздействия.

Целью моей работы является представление подхода в проблеме развития фонематического слуха у дошкольников с нарушением речи, с полным вовлечением ребёнка в процесс обучения.

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи — главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух?

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

– ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

– ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

– он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре. В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой — правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух?

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного — с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным.Кконцу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

– ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог — это сочетание согласного и гласного звуков);

– ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения — это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму — то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Предлагается взглянуть на решение проблемы у детей с нарушением речи: для формирования речевых навыков подбирается предметно пространственная развивающая среда, в которой ребёнок самостоятельно, играючи будет добывать информацию (библиотека, выставка сказок, иллюстраций к сказкам, как народным, так и реальным), а педагог в этой ситуации является партнёром и организатором педагогического процесса.

Я решила построить образовательный процесс с использованием сказок, но не народных, а педагогических, дидактических, авторских. Знакомясь со сказками, будем узнавать звуки, буквы, читать слоги, слова, предложения, а в завершении, как итог работы инсценировка одной большой, возможно даже народной сказки или нескольких маленьких, или как вариант самостоятельное сочинение сказки детей с родителями.

Так как работа логопеда тесно связана с и работой воспитателя в первую очередь, а также с музыкальным руководителем и с инструктором по ФИЗО и, конечно же с родителями. Приглашаем их не только на итоговое мероприятие, но и с их помощью готовим костюмы и атрибуты.

Начали мы с урока математики по сказке «Гуси лебеди», потом поставили сказку на новый лад. Продолжили сказкой «Мешок яблок». Предлагаю тематический план по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР. Начиная с первого года обучения 5–6 лет, занятия проводятся со второй половины сентября по май, фонетико — фонематической стороной речи занимается логопед один раз в неделю, проводит индивидуальные занятия, направленные на постановку звуков речи, их закрепление, автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этими занятиями логопед даёт задание воспитателю, чтобы он работал над правильным произношением звуком и над фонематическим восприятием у детей в течении года. Начинаем развивать у детей фонематический слух с распознавания неречевых звуков. Переходим к гласным звукам, постепенно приступаем к знакомству с согласным. В 6–7 лет не только закрепляем знание звуков, но и изучаем буквы и цифры. Успехов в ваших начинаниях.

Месяц

Тема

Книга, автор

Сказка

Звуки

1.

Сентябрь

Неречевые звуки

«Эстетические сказки», Т. А. Шорыгина

«Рождение музыки»

Сад

«Сказки подсказки», М.Климова

«Яблоки на траве»

У, о, а, э, ы

2.

Октябрь

Перелётные птицы

«Сказки подсказки», М.Климова

«Ласточкино гнездо»

И, ю, ё, е, я

Части тела

«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Как Ваня чистым стал»,

«Сказка о стране Ротландии»

И, ю, ё, е, я

Семья

«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Как гномы имя выбирали»

И, ю, ё, е, я

Профессии

«Трудовый сказки», Т. А. Шорыгина;

«Позавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Поговорим о профессиях»

«Как Незнайка профессии называл»

И, ю, ё, е, я

3.

Ноябрь

Обувь

«Эстетические сказки», Т. А. Шорыгина

«Волшебные башмачки»

Б, в, г, д, ж, з

Головные уборы

«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Красная шапочка»

Б, в, г, д, ж, з

Одежда

«Эмоциональные сказки», Е. А. Алябьева

«Федот и трусы»

Б, в, г, д, ж, з

4.

Декабрь

Зима

«Сказки о предметах и их свойствах», Е. А. Алябьева

«Снежный ковёр метели»

Б, в, г, д, ж, з

Птицы

«Познавательные сказки», Т. А. Шорыгина

«О диких и домашних птицах»

Б, в, г, д, ж, з

Новый год

«Эмоциональные сказки» Е. А. Алябьева

«Что принёс мне Дед Мороз?»

Б, в, г, д, ж, з

5.

Январь

Транспорт

«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Трудовые сказки» Т. А. Шорыгина

«Мерседесик, который не знал правил уличного движения»

«Водитель»

П, ф, к, т, ш, с

Домашние животные и птицы

«Трудовые сказки», Т. А. Шорыгина

«Кто больше трудится?» «Как Цыпочка писать училась»

6.

Февраль

Дикие животные

«Трудовые сказки», Т. А. Шорыгина

«Трудолюбивый хомячок»

«Беззаботная белочка»

П, ф, к, т, ш, с

Ч, щ ц, й, х

7.

Март

Посуда

«Познавательные сказки» Л. Н. Вахрушев

«Как Муха и её семья чайную открыли»

М, н, р, л

8.

Аперель

Космос

«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева

«Про звёздочку и космический мусор»

9.

Май

Закрепление

Литература:

1. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.

2. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2005.

3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.

4. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

5. Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция), М.: «АРКТИ», 2003.

6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

7. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: «ДИТГИЗ»,2008.

Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, сказка, Вахрушево, звук, ребенок, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Похожие статьи

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Похожие статьи

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры