Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой
Автор: Пудова Наталья Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 05.10.2017
Статья просмотрена: 913 раз
Библиографическое описание:
Пудова, Н. В. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой / Н. В. Пудова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13049/ (дата обращения: 15.11.2024).
ФГОС направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей получения качественного дошкольного образования. Задачи обеспечить равные возможности развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (ОВЗ), к которым относится нарушение речи.
Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.
Основными задачами коррекционного обучения детей старшей и подготовительной группы детского сада являются:
– формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
– формирование навыков дифференциации звуков;
– формирование звукового анализа и синтеза слова.
Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную систему, в которой ребёнок объект воздействия.
Целью моей работы является представление подхода в проблеме развития фонематического слуха у дошкольников с нарушением речи, с полным вовлечением ребёнка в процесс обучения.
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи — главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.
Что такое фонематический слух?
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
– ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
– ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
– он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре. В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой — правильно пользоваться ею.
Зачем развивать фонематический слух?
Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного — с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным.Кконцу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:
– ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог — это сочетание согласного и гласного звуков);
– ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.
Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения — это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму — то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Предлагается взглянуть на решение проблемы у детей с нарушением речи: для формирования речевых навыков подбирается предметно пространственная развивающая среда, в которой ребёнок самостоятельно, играючи будет добывать информацию (библиотека, выставка сказок, иллюстраций к сказкам, как народным, так и реальным), а педагог в этой ситуации является партнёром и организатором педагогического процесса.
Я решила построить образовательный процесс с использованием сказок, но не народных, а педагогических, дидактических, авторских. Знакомясь со сказками, будем узнавать звуки, буквы, читать слоги, слова, предложения, а в завершении, как итог работы инсценировка одной большой, возможно даже народной сказки или нескольких маленьких, или как вариант самостоятельное сочинение сказки детей с родителями.
Так как работа логопеда тесно связана с и работой воспитателя в первую очередь, а также с музыкальным руководителем и с инструктором по ФИЗО и, конечно же с родителями. Приглашаем их не только на итоговое мероприятие, но и с их помощью готовим костюмы и атрибуты.
Начали мы с урока математики по сказке «Гуси лебеди», потом поставили сказку на новый лад. Продолжили сказкой «Мешок яблок». Предлагаю тематический план по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР. Начиная с первого года обучения 5–6 лет, занятия проводятся со второй половины сентября по май, фонетико — фонематической стороной речи занимается логопед один раз в неделю, проводит индивидуальные занятия, направленные на постановку звуков речи, их закрепление, автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этими занятиями логопед даёт задание воспитателю, чтобы он работал над правильным произношением звуком и над фонематическим восприятием у детей в течении года. Начинаем развивать у детей фонематический слух с распознавания неречевых звуков. Переходим к гласным звукам, постепенно приступаем к знакомству с согласным. В 6–7 лет не только закрепляем знание звуков, но и изучаем буквы и цифры. Успехов в ваших начинаниях.
№ |
Месяц |
Тема |
Книга, автор |
Сказка |
Звуки |
1. |
Сентябрь |
Неречевые звуки |
«Эстетические сказки», Т. А. Шорыгина |
«Рождение музыки» |
|
Сад |
«Сказки подсказки», М.Климова |
«Яблоки на траве» |
У, о, а, э, ы |
||
2. |
Октябрь |
Перелётные птицы |
«Сказки подсказки», М.Климова |
«Ласточкино гнездо» |
И, ю, ё, е, я |
Части тела |
«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева |
«Как Ваня чистым стал», «Сказка о стране Ротландии» |
И, ю, ё, е, я |
||
Семья |
«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева |
«Как гномы имя выбирали» |
И, ю, ё, е, я |
||
Профессии |
«Трудовый сказки», Т. А. Шорыгина; «Позавательные сказки», Л. Н. Вахрушева |
«Поговорим о профессиях» «Как Незнайка профессии называл» |
И, ю, ё, е, я |
||
3. |
Ноябрь |
Обувь |
«Эстетические сказки», Т. А. Шорыгина |
«Волшебные башмачки» |
Б, в, г, д, ж, з |
Головные уборы |
«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева |
«Красная шапочка» |
Б, в, г, д, ж, з |
||
Одежда |
«Эмоциональные сказки», Е. А. Алябьева |
«Федот и трусы» |
Б, в, г, д, ж, з |
||
4. |
Декабрь |
Зима |
«Сказки о предметах и их свойствах», Е. А. Алябьева |
«Снежный ковёр метели» |
Б, в, г, д, ж, з |
Птицы |
«Познавательные сказки», Т. А. Шорыгина |
«О диких и домашних птицах» |
Б, в, г, д, ж, з |
||
Новый год |
«Эмоциональные сказки» Е. А. Алябьева |
«Что принёс мне Дед Мороз?» |
Б, в, г, д, ж, з |
||
5. |
Январь |
Транспорт |
«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева «Трудовые сказки» Т. А. Шорыгина |
«Мерседесик, который не знал правил уличного движения» «Водитель» |
П, ф, к, т, ш, с |
Домашние животные и птицы |
«Трудовые сказки», Т. А. Шорыгина |
«Кто больше трудится?» «Как Цыпочка писать училась» |
|||
6. |
Февраль |
Дикие животные |
«Трудовые сказки», Т. А. Шорыгина |
«Трудолюбивый хомячок» «Беззаботная белочка» |
П, ф, к, т, ш, с Ч, щ ц, й, х |
7. |
Март |
Посуда |
«Познавательные сказки» Л. Н. Вахрушев |
«Как Муха и её семья чайную открыли» |
М, н, р, л |
8. |
Аперель |
Космос |
«Познавательные сказки», Л. Н. Вахрушева |
«Про звёздочку и космический мусор» |
|
9. |
Май |
Закрепление |
Литература:
1. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.
2. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2005.
3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.
4. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.
5. Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция), М.: «АРКТИ», 2003.
6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.
7. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: «ДИТГИЗ»,2008.