Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне
Авторы: Токарев Алексей Алексеевич, Федорова Галина Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 566 раз
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/12894/ (дата обращения: 19.12.2024).
Существуют различные концепции понимания, что есть устойчивое развитие в интересах экологического образования. Для дошкольников есть своя специфика. Но в любом случае некоторые разработанные методики можно применить как для дошкольного образования, так и для школьного.
К экологическому образованию можно сказать, что примыкают традиции, которые дают возможность сохранить окружающую среду, продумать процесс изменения воздействия людей на природу, характерные особенности применения природных ресурсов в различные эпохи. Для реализации этой концепции проводятся неоднократно международные конференции. В результате, был разработан международный проект, суть которого заключается в том, что формируется связь поколений через выстраивание диалога детей и старших — дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек. Все это должно способствовать развитию устойчивого образования.
В составе указанного проекта вошли три части, т. е. три подпроекта. Первая часть должна была ответить на вопрос: «Как можно уменьшить использование пластика?». Вторая — «Откуда берется еда? Создание огорода в ближайшем окружении для получения продуктов». Третья — «Как вы играете с игрушками и с другими детьми?». Предполагалось создать целую сеть, которая должна была начать объединять сообщество детей других детских садов или даже школ, причем разных стран. Такой, своего рода, интернационализм как диалог культур. Оговаривалось, что все это должно проходить в игре. Процесс взаимодействия современных и традиционных игр. В этот процесс вовлеклись многие страны, в том числе Россия. Все это было адаптировано к российским реалиям. Можно было принять участие в любом из трех подпроектов или же во всех. Основная задача — оказать поддержку старшему поколению, т. к. внимание им крайне необходимо, а с другой стороны, бабушки и дедушки могли поделиться своим опытом.
Любой проект начинался с опросника, когда дети задавали вопросы своим дедушкам, бабушкам, тем самым устанавливали межпоколенческий диалог. Это абсолютно правильно отвечала поставленным задачам проекта для поддержания образа жизни, которое формировало устойчивое развитие. Подобные диалоги не только выстраивают связь между поколениями, но и решают вопрос передачи традиционных «народных» знаний. Именно третья часть проекта включила три основных направления для устойчивого развития: экологическое, социальное и экономическое. Воспитатели и дети совместно составляли вопросы, которые потом дошкольники задали своим бабушкам и дедушкам.
Изначально для российской традиции важен тесный контакт бабушек и дедушек с внуками. Это сложилось давно. Очень часто именно старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков. Дедушки и бабушки обычно живут с внуками или рядом, помогают водить их на прогулки, в детский сад. Наметилась такая тенденция, что старики участвуют в воспитании, но очень редко и мало рассказывают о своем собственном детстве, о традициях тех времен, игрушках, с которыми играли. Как утверждают психологи, такие беседы значительно способствуют сближению детей и старшего поколения. Оказалось, что после проведенных подпроектов, дети стали смотреть совершенно по-новому на дедушек и бабушек. Те, в свою очередь, тоже стали чувствовать себя комфортно. Ощущали востребованность, уважение, положительные эмоции. Им нравилось, что внукам интересно то, чем старшее поколение делилось. Дополнительно, воспитатели приглашали в детский сад бабушек и дедушек. Давали им возможность выступить среди детей. Может дать совет. Делали совместные поделки с дошкольниками. Многие проведенные мероприятия в детском саду, и дома способствовали решению вопросов сохранения окружающей среды и возможности рационального использования природных ресурсов.
Подпроекты реализовывались по-разному. Например, сначала готовился опросник на тему совместный труд детей и воспитателей. Потом, дома или в детском саду дети опрашивали родителей, бабушек, дедушек. Если это было село или деревня, то дети дополнительно еще посещали сельские клубы. После опроса, дети с помощью воспитателей старались анализировать полученные ответы, обсуждали их и давали сравнение с современной жизнью. Полученная информация реализовывалась в каком-нибудь проекте и тоже с участием старшего поколения.
Прививать любовь к природе, окружающей среде следует уже с самого рождения. И тут детский сад, вслед за семьей становится великолепным помощником в полноценном устойчивом развитии ребенка. В условиях ФГОС была представлена еще одна концепция, которая называется «ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология (основы теории сильного мышления-творческое решение изобретательных задач — развитие творческого воображения)» [1,2]. Данная теория нацелена на устойчивое развитие экологического образования в условиях дошкольного возраста.
Итак, в чем суть концепции. Прежде всего, ребенок получает диалектическую картину мира. В разных системах разные объекты ведут себя неоднозначно, не так, как мы обычно привыкли. Традиционные технологии основаны репродуктивной передачи знаний. Таким образом, мы, как бы, передаем замершие знания. Дошкольники это принимают как само собой разумеющее. Но сейчас реалии современного образования и общественной жизни, технологических процессов таковы, что шаблонность в передачи знаний педагог — ребенок становится устаревшим. Если мы хотим воспитать человека знающего, стремящего познавать, творчески развитую личность и высокими нравственными установками, то необходимо развивать критическое мышление, при котором ребенок может вполне прогнозировать ситуацию и грамотно принимать решение [3,4]. По старой методике дошкольник получал знания, применял только в конкретных целях и условиях, т. е. нестандартно он мыслить не умел.
Формирование новых способов познания через обучение дает возможность их применять через ОТСМ-ТРИЗ-ТРВ. Это создает цельную картину мира и образует основные мыслительные операции. Собственно, способы реализации познавательного процесса относится к основным средствам появления информации [5]. Движущим фактором этого процесса есть способ обработки данной информации. Если информация обработана правильно, то и качество будет высокое. Для того, чтобы реализация указанной технологии была успешна, должна быть сформирована мотивация.
Мы смотрим научно-популярные фильмы, читаем подобную литературу, но в реальности этого никогда не видели, не слышали, не ощущали. Суть человеческой памяти такова, что информация будет запечатлена только с помощью зрения и слуха. Однако использование или проработка указанного знания быстро исчезнет из памяти. Если дать дошкольнику самому добывать знания, а педагог становится не руководящим звеном учебного процесса, а помощником, то самостоятельно познающий ребенок научится классифицировать, систематизировать, преобразовывать информацию, используя различные мыслительные операции. Ребенок уже с детского сада будет осваивать методы научного познания. Он сможет организовывать познавательный процесс и формировать мотивацию к самостоятельному получению знаний.
Следует отметить, что важная задача сегодняшнего периода заключается в том, чтобы обеспечить сохранение своей будущности через охрану окружающей среды. Это во многом и социальная, и биологическая проблема. Мы так часто слышим об опасности, которая угрожает природе, но большинство из нас утверждают, что это всего лишь неприятность, неизбежное порождение человеческой цивилизации. А значит можно сидеть, сложа руки, т. к. за этой бесконечной болтовней мы успеем появившиеся экологические проблемы. Тем не менее, влияние человека на окружающую среду продолжает принимать угрожающие масштабы. Чтобы изменить ситуацию, требуется предпринять целенаправленные и продуманные действия совместного характера и дошкольных учреждений, и общественных организаций.
Известно, что современное российское образование требует более обоснованного и официального подтвержденного направления экологического образования в контексте устойчивого развития. Пока ученые теоретики, ведущие педагоги думают над разработкой данной концепции, педагоги дошкольных учреждений работают, реализуя различные проекты. Тем самым их деятельность носит прикладной характер.
Устойчивое развитие получило свое наименование в России с 90-х годов и прежде всего с позиции экологического образования. Самая бурная деятельность по данному направлению началась в последние шесть лет. Российская Федерация активно начала реализовывать проект по образованию в области устойчивого развития, который был предложен ОМЕП (международная организация по образованию детей младшего возраста).
Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, образованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, и активно будем реализовывать эти методы. В этих условиях особое значение имеет определение направлений работы каждого учебного заведения, выбор программ, позволяющих реализовать стратегию взаимодействия общества с природной средой и организовать экологическое воспитание подрастающего поколения.
Устойчивое развития экологического образования для детей дошкольного возраста — это современная программа, которая начала реализовываться российскими педагогами.
Литература:
- Баталина Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. М.- 2012.-.№ 1.- С.13–18.
- Иванова А. И., Михайленко В. Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие.-М., 2010.-80 с.
- Маталыгина О. А. Влияние среды обитания на здоровье детей Санкт-Петербурга // Дошкольная педагогика. М.- 2014.-С.4–7.
- Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. — СПб, 2014.
- «Учитель Ассоциированной школы ЮНЕСКО» (методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, педагогов и специалистов, работающих с международными организациями) — Казань, 2015.