Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой
Автор: Грецкая Юлия Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 07.10.2017
Статья просмотрена: 8862 раза
Библиографическое описание:
Грецкая, Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13052/ (дата обращения: 19.12.2024).
Николаева С. Н. считает, что первоначально в основе экологической работы с детьми должна стать передача знаний, информации о природе.
А в качестве завершающего этапа в экологической работе с детьми данный автор ставит формирование и закрепление у ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического).
Согласно ее мнению, то, как человек стал в практической жизни, относится к природе, является индикатором экологической образованности и воспитанности.
Фундаментом для экологического образования дошкольников является традиционная система знакомства детей с природой.
Николаева С. Н. в содержание экологического воспитания вкладывает два момента: передачу знаний в плане экологии и их модификацию в отношение.
По ее мнению, знания лежат в основе процесса формирования начала экологической культуры, а уже отношение — конечным его продуктом.
Только истинные знания в данной области формируют осознанное отношение и дают начало сознанию в плане экологии.
Николаева С. Н. считает, что, подходя к вопросам экологического образования, сначала в центр выходит все внимание на природу и, что человек является ее частью, а затем уже выдвигаются предпосылки в плане необходимости изучения закономерностей, которые существуют в самой природе.
Только четкое их понимание даст понять человеку всю полноту и правильность взаимодействия с природой и жить с ней по ее законам. Модификация знаний происходит в том случае, если педагог приводит свои ориентиры при работе с детьми. А когда происходит проявление субъективного отношения к природе, здесь можно говорить уже о самостоятельной деятельности.
В качестве носителя экологической культуры является воспитатель в детском саду, и он является решающим звеном в экологическом воспитании детей. Если воспитатель понимает экологические проблемы и причины, которые их породили, если педагог ощущает ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится, обладает готовностью изменить ее в лучшую сторону, обладает профессионализмом и мастерством, владея методиками экологического воспитания дошкольников, осознает цели и задачи своей деятельности, регулярно осуществляет применение различных технологий развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми, если ориентирован в практической деятельности новой гуманистической моделью экологического воспитания, которая заключается в создании благоприятной атмосферы нахождения детей в детском саду, проявляет заботу об их физическом и психическом здоровье, использует в своей работе личностные и ориентированные методы, то в таком контексте можно говорить о том, что дети начали свой путь в правильном направлении и обретении начальных знаний экологической культуры.
Далее выделим следующие группы методов, которые позволяют комплексно использовать их, что приводит в практической деятельности к повышению уровня экологической воспитанности детей, а также развитию экологической направленности их личности:
1) воспитатель и ребенок должны создавать и поддерживать необходимые условия жизни для живых существ в рамках совместной работы — данный метод стоит признать главным в экологическом воспитании.
2) наблюдение является методом чувственного познания природы. Данный метод позволяет осуществить прямой контакт с природой, живыми существами, окружающей средой.
3) метод моделирования играет существенную роль в системе экологического воспитания.
4) словесно-литературный метод является самостоятельным методом, поскольку весьма специфичен из-за речевой деятельности.
Концепции Николаевой С. Н. в плане экологического воспитания берут за основу материалы из сферы образования, которые имеют непосредственное для нее значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989 год) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994 год).
Концепция дошкольного воспитания позволяет консолидировать самые передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
Концепция общего среднего экологического образования становится вектором, который позволяет найти ответы на вопросы, которые касаются содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду, что дает возможность обеспечить преемственность и взаимосвязь 2-х звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Являясь начальным этапом экологического воспитания детей дошкольного возраста несет важную социальную роль для общества в целом, закладывая фундамент экологической культуры в детской личности, давая предпосылки к тому, что через этот факт происходит приобщение к этому процессу взрослое население общества — сотрудники области дошкольного воспитания, родители детей, что является положительным моментом в экологизации сознания и мышления.
Концепция экологического воспитания показывает, что фундаментом ее лежит возможность адаптивности школьного возраста и ведущих идей экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Целью такого воспитания согласно концепции, является начальное формирование экологической культуры и всех ее базисных компонентов, что вместе с Концепцией общего среднего экологического образования позволяет присваивать человеку практический и духовный опыт взаимодействия человека и природы, что позволит человеку не только выжить, но и развиваться.
В задачи экологического воспитания входит создание и осуществление воспитательно-образовательной модели, в рамках которой достигается эффект — явные проявления начал экологической культуры у детей, которые готовятся поступать в школу.
Далее перечислим эти задачи:
‒ формирование внутри педагогического коллектива понимания и значимости экологических проблем и то, что данное направление является приоритетным в плане экологического воспитания;
‒ организация в дошкольном учреждении условий, которые бы обеспечивали и способствовали педагогическому процессу экологического воспитания;
‒ повышение квалификации педагогического персонала на постоянной основе: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
‒ реализация постоянной работы с детьми с использованием различных технологий, постоянное ее совершенствование;
‒ выявление уровня экологической культуры, который достиг тот или иной ребенок при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценкой своей личности и деятельности — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах.
Дошкольный возраст является хорошим периодом, когда можно и нужно изучать законы природы в рамках экологического воспитания, при этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
‒ связь растительных и животных организмов со средой обитания;
‒ многообразие живых организмов, их экологическое единство;
‒ сообщества живых организмов;
‒ человек как живое существо, среда его обитания, которая обеспечивает здоровье и нормальную, качественную жизнедеятельность;
‒ использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
‒ охрана и восстановление природных богатств;
‒ «отношение» — конечный результат.
Согласно, позиции данного автора первоначальным этапом в выработке правильного отношения к природе является передача экологических знаний, а их изменение происходит тогда, когда педагог вкладывает свои ориентиры при использовании методов в работе с детьми.
Если ребенок участвует в деятельности, то это является яркой формой проявления.
Если в деятельности присутствуют показатели отношения к природе, людям, к себе, то значит, ребенок овладел элементами экологической информации.
Процесс экологического воспитания может включать в себя следующие виды деятельности:
‒ сюжетно-ролевые игры, которые отражают многообразные события в природе или деятельность взрослых, направленную на созидание природы;
‒ практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых существ в зеленой зоне детского учреждения (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
‒ создание изопродукции в рамках впечатлений, полученных от общения с природой или деятельности людей в природе;
‒ общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, которая включает наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
‒ реализация экспериментов: практическая познавательная деятельность с объектами природы, которая сопровождается наблюдением, высказываниями. Положительный эффект от такого эксперимента с живыми существами (объектами) может быть только в том случае, если все действия учитывают потребности живых объектов и не наносят им вред.
‒ речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
‒ наблюдение, что является автономной, самостоятельной познавательной деятельностью, что обеспечивается получением информации о природе и деятельности людей в природе;
‒ просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Концепции определяют, что воспитатель является главной педагогической фигурой не только в педагогическом процессе, но в процессе экологического воспитания.
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
- Николаева С. Н. «Юный эколог». М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 5. — С. 14–18.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. / Серебрякова Татьяна Александровна. — 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — С. 208.