Развитие творческого потенциала учителя начальных классов
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Солошенко Наталья Николаевна, Науменко Наталья Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 07.10.2017
Статья просмотрена: 257 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Развитие творческого потенциала учителя начальных классов / В. Н. Хаустова, Н. Н. Солошенко, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13057/ (дата обращения: 15.11.2024).
Нетрудно представить каким объемом информации должен владеть учитель в настоящее время. Для этого в Старооскольском городском округе действует «Информационно — методический центр» («ИМЦ»), который систематически отслеживает информацию о подготовке и выпуске учебников и новинок, вводимых в учебный процесс начальной школы (опережающая информация). Основными направлениями деятельности «ИМЦ» являются:
‒ обеспечение ОУ учебниками и учебно-методической литературой;
‒ прокат аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ;
‒ формирование информационной культуры;
‒ библиотечно-методический сервис,
‒ реклама.
В течение многих лет методической службой Старооскольского городского округа собиралась информация на бумажных носителях о преподавании учебных дисциплин в школах города и района. Данная информация необходима, для мониторинга внедрения новых учебно-методических комплектов, использования учебных программ, для изучения вопросов преемственности обучения. Для того, чтобы выбор учителя был более осознанным, методистами «Информационно-методический центра», «Старооскольского института развития образования» проводились следующие мероприятия.
1. Изучение состояния образовательной системы города и района:
‒ тестовые работы в 4–5 классах;
‒ социологические исследования по выявлению уровня удовлетворенности существующими и новыми учебно-методическими комплектами среди руководителей школьных методических объединений, слушателей курсов «Старооскольского института развития образования»
‒ анализ статистических данных о комплектовании первых классов.
2. Организация авторских семинаров, на которых учителя начальных классов могут знакомиться с ведущими идеями новых курсов, дидактическими принципами и приемами работы по новым учебникам.
3. Обобщение педагогического опыта
Благодаря банку данных программно-методического обеспечения, определены перспективы работы методистов начального образования «Информационно-методический центр», «Старооскольского института развития образования», в частности, исследовательской работы творческой группы «Мыслитель».
- Основными мероприятиями по реализации поставленных целей стали:
- Разработка методических рекомендаций по выбору учебно-методических комплектов.
- Разработка лекционного материала с целью обучения руководителей методических объединений по новым учебно-методическим комплексам.
- Включение в рамки повышения квалификации учителей лекционных курсов по освоению учителями начальной школы новых учебно-методических комплектов.
- Накопление методических материалов по освоению новых учебно-методических комплексов (разработки уроков и видеоматериалы).
- Работа постоянно действующих семинаров-практикумов по обмену опыта работы среди учителей- новаторов.
Традиционными формами работы методического объединения являются семинары-практикумы, творческие и педагогические мастерские, праздник «Великое русское слово», семинар-брифинг, круглый стол, научно-практические конференции, которые позволили как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Наиболее интересными признаны: праздник «Великое русское слово» (с привлечением музыкантов, художников, известных поэтов), семинар-брифинг «Воспитание в детях чувства прекрасного», семинар-практикум «Развитие самостоятельности младших школьников».
Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья детей в нашем городе. В соответствии с Законом «Об образовании» одним из приоритетных направлений деятельности органов управления образования является обеспечение комплекса мер по охране здоровья детей в общеобразовательных учреждениях, поиск резервов по оздоровлению детей внутри самой системы образования. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:
‒ созданы специализированные классы по видам заболеваний;
‒ особое внимание уделяется ранней диагностике и своевременной коррекции развития детей;
‒ в учебные планы всех школ включены учебные курсы и факультативы здоровьесберегающего направления (ритмика, танец, хореография, основы психологии;
‒ интенсивно формируется служба практической психологии образования. В образовательных учреждениях работают психологи, социальные педагоги, логопеды.
Основными задачами, реализация которых позволит сделать деятельность методического объединения адекватным современным требованиям, являются:
‒ организация внедрения научных исследований в практику;
‒ создание условий для доступности научно — педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;
‒ обеспечение трансформации актуального опыта деятельности руководителей школьных методических объединений.
Результатами деятельности городского методического объединения являются:
‒ достаточно высокий уровень проведения смотров и конкурсов;
‒ повышение качества и престижа конкурсных мероприятий (увеличение числа конкурсантов «Учитель года», «Модой педагог»;
‒ обобщение и распространение передового педагогического опыта.
В отличие от прежнего, обобщенные материалы носят технологический характер, что способствует эффективному внедрению опыта в массовую практику. И здесь оправдывают себя такие формы обобщения, как создание банка педагогической информации на основе диагностики различных категорий учителей, руководителей школьных методических объединений. Между тем, есть нерешенные проблемы: хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества работы школьных методических объединений.
Учитывая вышесказанное, определена на 2017–2018 учебный год следующая цель- обеспечение благоприятных условий для непрерывного повышения и квалификации учителей начальных классов на основе организации систематизированного информационно-методического и организационно- деятельностного обслуживания.
Основное предназначение деятельности методического объединения состоит в создании условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведению ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов
Для удовлетворения информационных потребностей педагогических кадров создан банк данных достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта, включающий и обобщенные материалы актуального педагогического опыта учителей, руководителей методического объединения, базу данных по итогам аттестации, областных и городских конкурсов, творческих отчетов.