Способы управления творческой деятельностью учителя как средство развития его творческого потенциала
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Полякова Марина Алексеевна, Гладкова Наталья Анатольевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 07.10.2017
Статья просмотрена: 87 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Способы управления творческой деятельностью учителя как средство развития его творческого потенциала / В. Н. Хаустова, М. А. Полякова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13058/ (дата обращения: 16.11.2024).
С целью оказания помощи учителям в осознанном выборе и целенаправленном освоении учебников нового поколения при кабинете педагогической инноватики «Информационно-методический центра» была создана творческая группа «Мыслитель» для более детального знакомства с авторами концепций, со структурой и особенностями новых учебно-методических комплектов. На занятиях, проводимых творческой группой, тщательно изучается и прорабатывается содержание учебников. Результатом этой работы стало осознание учителями готовности к работе по новым учебно-методическим комплексам.
Творческая группа педагогов позволяет привлечь максимальное число учителей к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т. д.
Определяя творческую группу как устойчивую совокупность педагогов, характеризующуюся признаками совместной деятельности, эмоционального единства, сплоченности и ценностно-целевого единства, ориентированную на совместное решение личностно-значимых для каждого из участников профессионально-педагогических проблем.
Цели организации творческой работы:
‒ включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие образовательной системы;
‒ повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта;
‒ совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску.
‒ формирование необходимого инновационного потенциала учителя через систему организационных и методических способов осуществления его педагогического исследования.
Задачи:
‒ создание предпосылок для комплексного повышения эффективности учебного процесса в школе;
‒ обеспечение условий для активизации мыслительной деятельности педагогов;
‒ подготовка к осуществлению научной деятельности на современной основе.
Организация деятельности
‒ Теоретическая подготовка членов творческой группы.
‒ Изучение литературы по проблеме.
‒ Взаимообучение, взаимообмен знаниями. Исследование.
‒ Анализ программ развивающего обучения, апробирование их в своей практике и выбор оптимальной.
‒ Отработка собранной информации, систематизация материалов, выработка методических рекомендаций.
‒ Проведение занятий, семинаров-практикумов, творческих мастерских для молодых учителей.
‒ Реализация программ развивающего обучения.
‒ Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей.
‒ Координация работы школьных творческих групп.
‒ Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.
‒ Диагностика профессиональных потребностей педагога.
‒ Участие членов творческой группы в аттестационных, конкурсных комиссиях.
Существует следующая схема работы творческой группы учителей — исследователей в режиме изучения проблемы: разработка материалов, разработка процесса изучения, всестороннее изучение проблемы, мозговой штурм, выработка плана деятельностина основе синтеза идей.
Куратор стимулирует, поддерживает разработку и внедрение перспективных направлений в деятельности творческой группы; осуществляет экспертную оценку продуктов деятельности творческой группы и информирует о результатах их деятельности; организует процесс внедрения полученного продукта в образовательный процесс; использует методы морального поощрения творческой инициативы, поиска, исследования и т. д.
Технология руководства творческой группы.
I этап — подготовительный. Диагностика профессиональных потребностей педагогов к инновационной творческой деятельности; организационная деятельность.
II этап — мотивационный. Согласование действий; определение направлений (темы исследований); распределение обязанностей.
III этап — формирующий. Расширение научно-методической базы; развитие педагогического творчества; развитие группового взаимодействия.
IV этап — функционирующий. Организация; планирование, регулирование; создание методической базы (рекомендации, вестники, бюллетени и т. д.).
Эффективной оказалась такая форма работы, как защита творческой идеи, которая проводилась после проведения открытых уроков, внеурочных нетрадиционных мероприятий, имеющих ярко выраженный авторский почерк. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему деятельности методического объединения, мы считаем хорошо организованную методическую работу. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приёмы и формы обучения.
По итогам научно-практических конференций, педагогических чтений выпускаются методические бюллетени. Опубликованы брошюры по обмену педагогическими находками. Продолжается разработка и реализация комплекса мер по информатизации образовательного процесса в начальном звене. В системе уроков прочное место занимают уроки с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Мы убеждены в том, что прежде чем компьютер ворвется в жизнь ребенка, книга и другие традиционные средства информации займут достойное место в его образовании, однако и игнорировать вопросы формирования информационной культуры младших школьников нельзя, иначе в будущем это может затормозить их общее развитие.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене школ, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования.
Во всех сферах социальной жизни происходят изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности, поэтому возникают проблемы, требующие рассмотрения и расширения, как в образовательном процессе, так и в творческой личности через процесс воспитания и исследовательскую работу.
В связи с этим куратором начальной школы были разработаны методические рекомендации по оказанию помощи руководителям методических объединений в повышении эффективности образовательного процесса, использовании педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие обучающихся.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что основная задача создания условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы выполнена. Повысился профессиональный уровень коллектива руководителей методического объединения. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением.