Способы управления творческой деятельностью учителя как средство развития его творческого потенциала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Способы управления творческой деятельностью учителя как средство развития его творческого потенциала / В. Н. Хаустова, М. А. Полякова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13058/ (дата обращения: 16.10.2024).



С целью оказания помощи учителям в осознанном выборе и целенаправленном освоении учебников нового поколения при кабинете педагогической инноватики «Информационно-методический центра» была создана творческая группа «Мыслитель» для более детального знакомства с авторами концепций, со структурой и особенностями новых учебно-методических комплектов. На занятиях, проводимых творческой группой, тщательно изучается и прорабатывается содержание учебников. Результатом этой работы стало осознание учителями готовности к работе по новым учебно-методическим комплексам.

Творческая группа педагогов позволяет привлечь максимальное число учителей к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т. д.

Определяя творческую группу как устойчивую совокупность педагогов, характеризующуюся признаками совместной деятельности, эмоционального единства, сплоченности и ценностно-целевого единства, ориентированную на совместное решение личностно-значимых для каждого из участников профессионально-педагогических проблем.

Цели организации творческой работы:

‒ включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие образовательной системы;

‒ повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта;

‒ совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску.

‒ формирование необходимого инновационного потенциала учителя через систему организационных и методических способов осуществления его педагогического исследования.

Задачи:

‒ создание предпосылок для комплексного повышения эффективности учебного процесса в школе;

‒ обеспечение условий для активизации мыслительной деятельности педагогов;

‒ подготовка к осуществлению научной деятельности на современной основе.

Организация деятельности

‒ Теоретическая подготовка членов творческой группы.

‒ Изучение литературы по проблеме.

‒ Взаимообучение, взаимообмен знаниями. Исследование.

‒ Анализ программ развивающего обучения, апробирование их в своей практике и выбор оптимальной.

‒ Отработка собранной информации, систематизация материалов, выработка методических рекомендаций.

‒ Проведение занятий, семинаров-практикумов, творческих мастерских для молодых учителей.

‒ Реализация программ развивающего обучения.

‒ Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей.

‒ Координация работы школьных творческих групп.

‒ Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

‒ Диагностика профессиональных потребностей педагога.

‒ Участие членов творческой группы в аттестационных, конкурсных комиссиях.

Существует следующая схема работы творческой группы учителей — исследователей в режиме изучения проблемы: разработка материалов, разработка процесса изучения, всестороннее изучение проблемы, мозговой штурм, выработка плана деятельностина основе синтеза идей.

Куратор стимулирует, поддерживает разработку и внедрение перспективных направлений в деятельности творческой группы; осуществляет экспертную оценку продуктов деятельности творческой группы и информирует о результатах их деятельности; организует процесс внедрения полученного продукта в образовательный процесс; использует методы морального поощрения творческой инициативы, поиска, исследования и т. д.

Технология руководства творческой группы.

I этап — подготовительный. Диагностика профессиональных потребностей педагогов к инновационной творческой деятельности; организационная деятельность.

II этап — мотивационный. Согласование действий; определение направлений (темы исследований); распределение обязанностей.

III этап — формирующий. Расширение научно-методической базы; развитие педагогического творчества; развитие группового взаимодействия.

IV этап — функционирующий. Организация; планирование, регулирование; создание методической базы (рекомендации, вестники, бюллетени и т. д.).

Эффективной оказалась такая форма работы, как защита творческой идеи, которая проводилась после проведения открытых уроков, внеурочных нетрадиционных мероприятий, имеющих ярко выраженный авторский почерк. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему деятельности методического объединения, мы считаем хорошо организованную методическую работу. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приёмы и формы обучения.

По итогам научно-практических конференций, педагогических чтений выпускаются методические бюллетени. Опубликованы брошюры по обмену педагогическими находками. Продолжается разработка и реализация комплекса мер по информатизации образовательного процесса в начальном звене. В системе уроков прочное место занимают уроки с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Мы убеждены в том, что прежде чем компьютер ворвется в жизнь ребенка, книга и другие традиционные средства информации займут достойное место в его образовании, однако и игнорировать вопросы формирования информационной культуры младших школьников нельзя, иначе в будущем это может затормозить их общее развитие.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене школ, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования.

Во всех сферах социальной жизни происходят изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности, поэтому возникают проблемы, требующие рассмотрения и расширения, как в образовательном процессе, так и в творческой личности через процесс воспитания и исследовательскую работу.

В связи с этим куратором начальной школы были разработаны методические рекомендации по оказанию помощи руководителям методических объединений в повышении эффективности образовательного процесса, использовании педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие обучающихся.

Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что основная задача создания условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы выполнена. Повысился профессиональный уровень коллектива руководителей методического объединения. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением.

Основные термины (генерируются автоматически): творческая группа, методическое объединение, образовательный процесс, III, методическая работа, повышение эффективности, развивающее обучение.

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности