Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 11.10.2017

Статья просмотрена: 2693 раза

Библиографическое описание:

Шевцова, Д. В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Д. В. Шевцова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13063/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование культуры поведения.

Культура поведения дошкольника, по мнению С. В. Петериной, представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности. Охарактеризуем каждый компонент.

Культурно-гигиенические навыки — существенная составляющая часть культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктовано необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви.

С. В. Петерина дает следующее определение: «культурно-гигиенические навыки» — это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.

В дошкольном возрасте дети должны усвоить определенные навыки туалета, навыки умывания, навыки одевания и раздевания, навыки и правила культуры еды (принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. д.).

У детей старшего дошкольного возраста уже должны быть сформированы устойчивые привычки культурно-гигиенических навыков.

Культура общения — это знание правил общения и умение соотнести их с определенной ситуацией.

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Под культурой общения предполагается освоение ребенком культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Также она предусматривает развитие у детей умения понимать внешнее выражение всевозможных эмоциональных состояний людей, учитывая переживаемые ими чувства и эмоции, а затем выбирать подходящие способы поведения и общения. Детей старшего дошкольного возраста подводят к пониманию того, что обязательные качества культуры общения — вежливость, деликатность, тактичность, общительность, приветливость, доброжелательность.

Культура деятельности — соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности дошкольника проявляется в его поведении на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений и пр.

Рассмотрим предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, т. е. произвольности. В процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников у детей формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, а также преодолевать возникающие трудности. Они овладевают умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель.

Ребенок дошкольного возраста управлять своим памятью, мышлением. Управлять процессом запоминания и припоминания дошкольник может, достигнув четырехлетнего возраста, и он начинает ставить собой специальную запомнить поручение понравившийся ему и др.

Е. И. Тихеева отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными».

Главное в управлении своим поведением — уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, то есть способности владеть и управлять собой.

и учет педагогом важного новообразования старшего дошкольного является основой формирования культуры у старших дошкольников.

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, приучение старших дошкольников к культурному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.

Результат использования методов будет эффективным при соблюдении следующих требований:

– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;

– метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным. Каждый метод должен быть весомым и значимым;

– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;

– метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

– методы воспитания необходимо применять тактично;

– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

– проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

– применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;

– преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия;

– применение методов в комплексе, во взаимосвязи.

Формирование личности дошкольника является целостным процессом. Организация жизнедеятельности детей, пример взрослых, его требования и педагогическая оценка конкретной воспитательной ситуации все воздействует на ребенка и его внутренний мир. Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы.

К старшему дошкольному возрасту, как утверждает И. Н. Курочкина, у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Навыки и привычки — это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребёнка каждодневно. Дошкольники учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т. д. Все это выступает базисом для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.

По мнению Е. О. Смирновой, у детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения.

Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Именно поэтому в работе с дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку. Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления.

С. В. Петерина выделяет следующие три этапа процесса формирования навыков культурного поведения:

1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.

2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.

3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях.

Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр-занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.

Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. Здесь широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фотопособий, художественной литературы.

На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример).

По мнению С. Г. Якобсона, при формировании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов. Автор

выделил следующие два этапа:

1) Упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;

2) Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На данном этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения.

Таким образом, мы рассмотрели предпосылки и основные этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, их характеристику.

Литература:

  1. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.
  2. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, Л. Л. Шашкова; Шадр. гос. пед. ин-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Шадринск. 2011. — 217с.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, культурное поведение, формирование культуры поведения, действие, детский сад, культура общения, культура поведения, навык.