Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 10.10.2017

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Варданян, М. В. Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция» / М. В. Варданян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13064/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается опыт проведения занятий по линогравюре, начиная с графики малых форм — Экслибриса на уроках станковой композиции в системе дополнительного художественного образования.

Ключевые слова: Экслибрис, линогравюра, линия, тональное пятно, контраст, графика малых форм

Живопись, скульптура, рисунок- это виды изобразительного искусства, которые возникли еще в доисторические времена. Еще у первобытного человека появилась потребность запечатлеть окружающий его мир. Со временем, вместе с эволюцией социально- эстетических норм, мы имеем многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

В эпоху Возрождения появляется метод быстрого механического оттиска, с помощью которого стало возможным передать художественное изображение большим тиражом.

Гравировка, возникшая на рубеже XIV-XV вв. В Китае, долгое время была феноменом, который не выходил за пределы этой страны, но позже был широко признан и распространен по всей Европе и в России в частности.

История книжного оформления начинается в XVI веке: в это время выходят первые труды, касающиеся построения шрифтов и пропорций, такие как «Луг цветущий», написанный Жофруа Тори и «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера [1, с. 31].

Среди других искусств, гравюра занимает особое место. Это самый молодой вид изобразительного искусства, но в то же время вклад гравюры в развитие человечества имеет огромное, общекультурное значение.

Гравюра дала возможность развития книжной печати, одного из важнейших достижений человечества.

Но тиражность — это не единственное достоинство гравюры. Это особый вид изобразительного искусства, и у него есть свой язык, своя эстетика, свои особые возможности, отличающие его от других видов искусства. И в значительной степени, — оригинальность гравюры определяется ее многочисленными возможностями, разновидностями печати. Гравюра позволяет экспериментировать, но обладает гораздо более ограниченными возможностями, чем, например, живопись.

Основные средства гравюры — это линия и тональное пятно.

Линогравюра возникла гораздо позже, на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.

В рамках программы станковой композиции в системе дополнительного художественного образования занятия линогравюрой способствуют развитию творческих способностей учащихся. Гравюра на линолеуме занимает одно из лучших мест в станковой графике. На занятиях учащиеся знакомятся с новыми для них словами и понятиями, такими, как оттиск, эстамп, штихель, и так далее.

Благодаря своей доступности и относительной легкости при выполнении, линогравюра заняла достойное место в обучении детей печатной графике.

Линолеум- очень «податливый» материал для работы. Создание линогравюры не требует больших физических усилий, так же привлекает простата инструментов и оборудования — кусок линолеума и режущие инструменты-штихели (резцы). Задачи, стоящие перед педагогом, — воспитание в учащихся желания творить, заинтересовать их, еще больше увлечь детей в мир изобразительного искусства. Цветная линогравюра для учащихся является еще одним видом увлекательного занятия, которая способна разнообразить программу станковой композиции в художественных школах. Мир образов в детских рисунках различен, трудно представить себе всё многообразие тематики детских работ.

В детской художественной школе линогравюрой нужно заниматься, начиная от графики малых форм. В первом классе, только знакомясь с техникой линогравюры, не следует начинать с больших форматов, физически перегружая детей. Для таких работ прекрасно подходит знакомство с искусством графики малых форм — Экслибрисом.

Экслибрис — это книжный знак, вид изобразительного и книжного искусства, который получил широкое распространение в России. Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики, выполненные различными техниками, в том числе и в технике линогравюры. [2, с. 57] Для учащихся в возрасте 10- 12 лет перед тем, как преступать к выполнению экслибриса, будет полезно познакомиться с приемами стилизации. Нужно рассказать и наглядно показать три вида экслибрисов: гербовые (Рис. 1), вензелевые (Рис. 2) и сюжетные (Рис. 3).

Рис. 1. Гербовые экслибрисы

Рис. 2. Вензелевый экслибрис

C:\Users\ИРИНА\Desktop\Новая папка\5687673.pc8z6749zf.jpg

Рис. 3. Сюжетные экслибрис

Перед тем, как приступать к работе с резцами, необходимо проверить наличие необходимых медицинских аптечек, которые по правилам техники безопасности, должны быть в каждом учебном заведении.

После беседы о технике безопасности, учащимся можно выдать штихели (резцы) для выполнения простейших упражнений на линолеуме. Резцы, которыми будут пользоваться учащиеся, обязательно должны быть острыми. Это обеспечивает легкое скольжение резца по линолеуму и предотвращает эффект «рваных линий».

Обязательно нужно приучить детей держать резец правильно: особое значение имеет то, как расположены кисти рук. Если резец в правой руке, то левую руку следует держать за резцом, для того чтобы избежать травмы. (Рис. 4).

Рис. 4. Правильное расположение рук во время работы с резцом

Необходимо познакомить с материалами и инструментами, которые понадобятся при работе. Резцы, линолеум, резиновые валики, типографская краска и все остальные материалы должны быть предварительно приготовлены для работы.

Знакомство с техникой линогравюры нужно начать с выполнений упражнений, для того, чтобы дети познакомились с резцами, отработали форму и глубину линии. Предварительные упражнения нужны так же для того, чтобы они увидели возможности выразительной линии и пятна, которые в дальнейшем могли бы использовать в работе.

Можно выполнить следующие упражнения на кусочках линолеума, примерно 10/10см.:

  1. Проведение простых горизонтальных линий, с разным расстоянием между линиями. Таким образом, получается своеобразная тоновая растяжка (Рис. 5).
  2. Вертикальные, волнистые линии. Можно выполнить это упражнение, применяя разный нажим на резец, так же, с разным расстоянием между линиями. (Рис. 6).
  3. Следующее упражнение — перекрестные вертикальные, горизонтальные, и наклонные линии, которые образуют маленькие клеточки и ромбы. (Рис. 7).
  4. Упражнение, с применением разного нажима на резец, для того, чтобы проследить, как меняется линия при разном нажиме. (Рис. 8).
  5. Горизонтальные овальные пятна, с разной частотой. Чем чаще выбраны пятна, тем светлее по тону будет данный участок работы. В данном упражнении используется штихель более широкого размера. (Рис. 9).
  6. То же самое упражнение выполняем от нижнего правого угла, направляя резец в верхний левый угол. В этом упражнении с помощью резца мы должны вырезать маленькие круглые пятна. (Рис. 10).
  7. Упражнение на выбор фона. Выполняем упражнение, разделяя работу диагонально. В правой стороне работы при печати мы должны получить темный фон с белыми пятнами. В левой части — вырезаем фон, оставляя маленькие кружочки, таким образом, при печати выбранный фон останется белым, а кружочки пропечатаются. (Рис. 11).
  8. В следующем упражнении научимся вырезать круги разного диаметра. Здесь нужно предварительно нанести рисунок на линолеум, для того, чтобы круги получались ровными. (Рис. 12).
  9. Следующие упражнения будем выполнять резцами, которые оставляют очень тонкий след. В левой стороне работы вертикальные непрерывные линии, в правой- вертикальные, штриховые линии. (Рис.13).
  10. Так же, используя тонкий резец, выполняем упражнение с наклонной линией таким образом, чтобы получить растяжку тона с помощью частоты линий. В левом верхнем углу более светлый тон, в правом нижнем — более темный. (Рис. 14).
  11. В последнем упражнении мы используем процарапывание поверхности линолеума. Если нанести с помощью валика тонкий слой краски, то можно получить своеобразную фактуру. (Рис. 15).

В процессе упражнений преподавателю следует внимательно следить за тем, как учащиеся работают с резцами, для того, чтобы на этапе простых упражнений приучить детей к технике безопасности. Это очень важно, потому что в любой момент резец может соскользнуть, и правильное положение рук предотвратит возможные травмы.

Предварительные упражнения

C:\Users\Admin\Desktop\3 - копия - копия (2).pngC:\Users\Admin\Desktop\3 - копия - копиjntyя (2).pngC:\Users\Admin\Desktop\3 - копия -fddrg копиjntyя (2).png

Рис. 5, 6, 7

C:\Users\Admin\Desktop\3 - копия - копия.pngC:\Users\Admin\Desktop\et.pngC:\Users\Admin\Desktop\tr.png

Рис. 8, 9, 10

C:\Users\Admin\Desktop\tt.pngC:\Users\Admin\Desktop\yj.pngC:\Users\Admin\Desktop\ggg.png

Рис. 11, 12, 13

C:\Users\Admin\Desktop\dddsa.pngC:\Users\Admin\Desktop\ety.png

Рис. 14, 15.

При гравировании следует помнить о том, что не нужно стараться в точности повторить линии эскиза. В любом случае, характер линий, которые мы получаем с помощью резца, отличается от карандашных линий. В этом есть своеобразная уникальность техники линогравюры. Не следует забывать и о том, что оттиски при печати получаются в зеркальном изображении. Поэтому, если в работе есть какие-либо надписи, как, например, в случае с экслибрисом, то работу нужно обязательно предварительно перевести в зеркальное изображение с помощью копировальной бумаги.

Учащиеся должны понимать, что такое экслибрис. Поэтому, перед тем, как приступить к выполнению эскизов, нужно рассказать и показать им разновидности и различные варианты экслибрисов. Возможно, провести виртуальный экскурс с показом экслибрисов.

После выполненных упражнений по линолеуму, можно приступить к эскизам. Необходимо отводить учеников от ненужных деталей, приучить их к обобщению, упрощению формы предметов. Эскизы должны быть небольшими, в натуральную величину будущей работы. После того, как карандашный эскиз выполнен, нужно проработать его в тоне. Можно взять тонированную бумагу, или предварительно тонировать тушью. Затем, белилами проработать все светлые участки работы. Такой способ позволяет сразу увидеть возможные неточности в эскизе и заранее их предотвратить.

Следующий этап- перенос эскиза на линолеум с помощью копировальной бумаги и гравирование резцами. После того, как работа готова к печати, на линолеум наносится типографская краска. Вместе с учащимися делаем несколько оттисков и выбираем наиболее удачный оттиск.

В заключении можно сказать о том, что, выполняя экслибрис, на уроках в художественной школе мы решаем несколько педагогических задач: Знакомство с техникой линогравюры, начиная с малых графических форм. Техника линогравюры увеличит арсенал возможностей учащихся для передачи выразительных образов в станковой композиции. Линогравюра помогает разнообразить учебный процесс, помогает еще больше увлечь детей изобразительным искусством.

Так же, познакомив детей с экслибрисом, мы еще раз обратим их внимание к книгам, к чтению. XXI век — это век компьютеров. Современные школьники все меньше обращаются к книге. Экслибрис — это еще один повод полюбить книгу, и чтение. Русский ученый-искусствовед, библиофил и коллекционер книг А. А. Сидоров сказал о экслибрисе:

«В своей основе книжный знак, ex libris, — это выявление любви и уважения к книге. Это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». [3, с.38]

Литература:

  1. Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение / Л. И. Владимиров. —М.: Книга, 1988. —312 с.
  2. И. Н. Павлов Жизнь русского гравера. — М.: Академ.художеств СССР,1963.
  3. А. А. Сидоров Русская графика за годы Революции. 1917–1922. М.: Дом Печати, 1923
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, резец, упражнение, линия, станковая композиция, экслибрис, график малых форм, линолеум, работа, техника линогравюры, учащийся.

Ключевые слова

линия, контраст, Экслибрис, линогравюра, тональное пятно, графика малых форм

Похожие статьи

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения

Статья посвящена эффективным способам предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующихся их областях. Значительное внимание уделяется изучению дискретной математики в школьном образовании. Авторами предложены введение в практику курса по ...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики детей

В статье подробно рассматривается вопрос влияния бисероплетения на развитие мелкой моторики детей. Работа написана на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, данных, полученных в ходе собственных наблюдений и практических...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Похожие статьи

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения

Статья посвящена эффективным способам предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующихся их областях. Значительное внимание уделяется изучению дискретной математики в школьном образовании. Авторами предложены введение в практику курса по ...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики детей

В статье подробно рассматривается вопрос влияния бисероплетения на развитие мелкой моторики детей. Работа написана на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, данных, полученных в ходе собственных наблюдений и практических...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.