Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. Авторский взгляд на проблему организации диагностического процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 3399 раз

Библиографическое описание:

Митрофанова, А. Е. Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. Авторский взгляд на проблему организации диагностического процесса / А. Е. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 116-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13066/ (дата обращения: 20.12.2024).



Стремительный рост числа неговорящих детей старше трехлетнего возраста, а также детей с теми или иными речевыми нарушениями в раннем возрасте делает актуальным вопрос диагностики речевых нарушений.

К сожалению, в обществе широко распространено мнение о том, что «логопеды работают с детьми старше 5 лет», «логопеды только ставят звуки», «все дети рано или поздно заговорят, поэтому молчащий ребенок в 3 года — это нормально», «С нами никто не занимался, и мы заговорили. Значит, и наш ребенок заговорит» и т. д. Ситуация усугубляется двумя противоположными по смыслу, но одинаково модными в родительской среде течениями: усиленное раннее развитие детей, так называемое «развитие с пеленок», когда зачастую ребенок попадает в ситуацию сенсорной, речевой и интеллектуальной перегрузки, посещая многочисленные центры раннего развития, и «свободное развитие», когда родители считают, что нужно предоставить ребенку неограниченный доступ к информации (развивающие мультфильмы, игры на планшете) и самые современные, преимущественно интерактивные, игрушки, и тогда ребенок будет сам развиваться, без участия родителей. И в первом, и во втором случае очень часто возникают речевые вопросы.

Следует сказать о росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом у детей очень рано начинается задержка речевого и психоречевого развития.

Специалисты выделяют целый спектр причин таких речевых нарушений. Это и неправильные условия воспитания, и последствия перинатальной энцефалопатии, и дисфункции сенсорной интеграции, и наличие повреждений артикуляционного аппарата, и различные соматические и психоневрологические заболевания ребенка, влияющие на формирование речевой функции, и различного рода психологические травмы. [5] [7] [10] [13] [15] [20] Также частой причиной нарушений речи является перестимуляция зрительной информацией в современных условиях обилия телепередач, мультфильмов и развивающих программ для детей [4] Просмотр телевизора в возрасте до 2 лет нарушает не только развитие речи, но и формирование сенсорной интеграции (формирование целостной картины мира с помощью всех органов чувств). Мозг ребенка испытывает большую нагрузку из-за неконтролируемого потока зрительной информации. В итоге нарушается восприятие мира через другие сенсорные каналы (чувство движения, равновесия, тактильное чувство), потому что ребенок много времени проводит, «приклеившись» к экрану. Ребенок постепенно становится пассивным в плане познания. В дальнейшем очень часто у таких детей возникают трудности при обучении в школе. [4] [10]

Причины можно перечислять еще долго, но главным моментом является понимание того, что похожее состояние речи у разных детей-ровесников вызвано разными причинами. В итоге один из детей заговорит сам, потому что у него была темповая задержка речевого развития; другому помогут занятия со специальным психологом и учителем-логопедом; третий не заговорит никогда, потому что его вовремя не покажут специалисту и не проведут необходимое лечение.

В качестве примера: в практике автора был опыт работы с четырьмя детьми 2,5 лет с задержкой речевого развития в течение одного учебного года. Причины у каждого свои:

  1. Ребенок перестал говорить в результате острого стрессового расстройства, проходил курс психологических занятий с целью стабилизации эмоциональной сферы.
  2. Ребенок имеет сильное органическое поражение головного мозга и нуждается в специально организованных комплексных занятиях для стимуляции речевого развития.
  3. Ребенок живет в семье, в которой до последнего времени у него не было необходимости говорить — вокруг него много любящих взрослых, предугадывающих каждое его желание. В этом случае основная работа была направлена на формирование домашней развивающей речевой среды.
  4. Ребенок живет в семье, в которой до последнего времени с ним мало разговаривали, ожидая, когда он сам заговорит. «Вот заговорит, и мы с ним будем общаться». В этом случае занятия были направлены на преодоление педагогической запущенности ребенка, основное внимание уделено работе с родителями.

Распространенность речевых нарушений, многообразие их причин, необходимость организации адекватной помощи детям делают особенно актуальным вопрос своевременной и комплексной диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Существуют возрастные нормы развития речи. Они неоднократно и подробно описаны в соответствующей литературе. [1] [2] [5] [11] [18] В обобщенном виде их можно представить следующим образом:

Обобщенные показатели нормативного речевого развития. [14]

2–5 месяцев:

‒ гуление, которое возникает на эмоциональное общение со взрослым; произносит нараспев звукосочетания («а-а-а», «агу» и др.);

‒ появляется первый смех и первая улыбка на появление взрослого (комплекс оживления);

5–6 месяцев:

‒ лепет, произносит слоги и цепочки слогов сначала без интонации, затем с разными интонациями;

10–12 месяцев:

‒ учится понимать и произносить слова «да», «нет», сопровождая их жестами;

К 1 году:

‒ в словаре появляется около 15 слов («мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «би-би», «ав-ав» и т. д.);

К 1, 5–2 годам:

‒ в речи появляются простые предложения, состоящие из двух-трех слов («мама, дай пить», «мишка, сиди там» и т. д.);

‒ отмечается появление в активной речи первых прилагательных («хороший», «большой», «красный» и т. д.);

3 года:

‒ накопление лексических средств языка, связанный с развитием представлений об окружающей действительности;

‒ учится наблюдать, сравнивать предметы (чайник и лейка);

‒ устанавливает смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака и хвост), животное и его детеныша, предмет и лицо, которое принадлежит ему (мамина сумка);

‒ накопление лексикона (причём происходит группировка первоначальных сходных случаев, которые потом будут служить базой для формирования словообразовательных моделей — розочка и вазочка, убежал и улетел);

‒ осваивает изменение форм глаголов и существительных в единственном числе, необходимых для передачи логико-смысловых отношений (объектных, атрибутивных, обстоятельственных);

‒ усваиваются простые синтаксические конструкции, позволяющие выразить актуальные ситуации (кошка спит, сестра ест кашу);

‒ формирование словоизменительных навыков начинается с отработки базовых грамматических категорий: категории рода и одушевлённости/неодушевлённости;

‒ звукопроизношение: у, а, о, и, ы — к, г, х — п, б, м — ф, в — т, д- с, з; характерным для возраста является смягчение звуков: д', т', с', ц'. Что происходит вследствие несовершенства артикуляционной моторики и трудностей различения фонем.

Становление правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития фонематического слуха (процесс складывается к двум годам, но формируется на протяжении всего периода дошкольного детства). Коррекция звукопроизношение предполагает только работу над звуками раннего онтогенеза.

Именно нормы речевого развития являются основополагающими в диагностике. Но поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности речевого развития, желательно получить консультацию невролога, сурдолога, логопеда, который работает с детьми раннего возраста, детского психолога. Иногда логопед имеет еще и психологическое образование, тогда к детскому психологу отдельно обращаться не нужно.

В настоящее время существует много вариантов логопедического обследования детей раннего возраста (начиная с рождения) с различными нарушениями речевого развития, в том числе безречевых детей. [2] [3] [5] [6] [8] [9] [16] [18] В качестве примера можно привести следующее:

  1. Логопедическое обследование произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова у детей 2–4 лет. [1]
  2. Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. [11]
  3. Методика определения уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста. [12]
  4. Анализ основных показателей психического развития ребенка раннего возраста с целью организации занятий с неговорящими детьми, а также с целью организации профилактической работы. [17]
  5. Карта обследования детей 2–3 лет с задержкой психомоторного и речевого развития (по Л. Г. Богдановой. [19]

Как было отмечено, психолого-педагогическая и логопедическая диагностика проводится по разным методикам. Каждый специалист обычно вырабатывает свою методику на основании классических. В таком возрасте очень важно наблюдение за ребенком в игровой комнате: как ребенок реагирует на новые игрушки, пытается ли как-то их назвать, обращается ли за помощью в случае, если понравившаяся игрушка стоит высоко и т. д. Также проверяется понимание речи и готовность отвечать на вопросы. Важно также развитие общей моторики ребенка: как он двигается, уверенно ли ходит, замечает ли препятствия, умеет ли прыгать и т. д. Обязательно анализируются анамнестические данные ребенка и особенности его семейной ситуации и окружающей речевой среды. В зависимости от цели и направленности обследования, а также квалификации педагога, в диагностику включается разное количество показателей речевого и общего развития ребенка.

Ждать, пока ребенок сам заговорит, перестанет лениться, заговорит в результате посещения садика и т. д. не имеет смысла, потому что можно пропустить благоприятный период для развития речи. Часто за консультацией обращаются родители с «молчащими» детьми, которым уже 4, 5 и более лет. В таких случаях коррекционная работа длительная, трудная и, к сожалению, не всегда приводит к желаемому результату.

Ранний возраст дает большие возможности коррекции речевых нарушений за счет пластичности детской психики, чувствительности к различного рода психолого-педагогическим воздействиям. Так как в ходе диагностики речевого развития анализируется много различных показателей речи и общего развития ребенка, можно построить систему адекватной и индивидуально обусловленной помощи ребенку. [2] [6] [10] [13] [19] [20]

В практике автора есть опыт работы по проведению психолого-логопедического обследования детей раннего возраста (начиная с рождения) с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья и составлению по результатам обследования индивидуальных коррекционно-развивающих программ; программ домашнего сопровождения детей с речевыми и иными нарушениями; комплексных рекомендаций для родителей и сотрудников детских учреждений по организации развивающей речевой среды. Вданной статье хотелось бы остановится подробнее на организации процесса обследования безречевых детей 2–3 лет, т. к. именно эта категория детей является наиболее представленной в актуальной профессиональной деятельности. Анализ литературы показал, что существует большое количество речевых карт для работы с детьми раннего возраста, подробно описаны нормативные и отклоняющиеся от нормы показатели развития, но недостаточно внимания уделено комплексному процессу обследования, начиная от знакомства с ребенком и его семьей, и заканчивая составлением психолого-логопедического заключения и выдачей рекомендаций по итогам обследования. Автор полагает, что именно тема организации всех этапов комплексного обследования является полезной и актуальной для профильных специалистов.

Организация комплексного процесса обследования безречевого ребенка 2–3 лет начинается с обращения родителей или законных представителей ребенка за консультацией. На первом этапе обращения происходит информирование родителей или законных представителей о необходимости диагностики в каждом конкретном случае, об особенностях прохождения процесса обследования. Родители заполняют анкету первичного приема (при личном обращении к специалисту или дистанционно, через интернет). Анкета первичного приема включает в себя следующие пункты:

‒ Ф. И. О. ребенка

‒ Дата рождения ребенка

‒ Ф. И. О. родителей

‒ В чем, на Ваш взгляд, заключаются проблемы в поведении и/или развитии ребенка

‒ Особенности течения беременности, родов, первого года жизни (была ли угроза прерывания беременности, тяжелые заболевания до и во время беременности, вирусные и инфекционные заболевания в первый год жизни ребенка и т. д.)

‒ В каком возрасте у ребенка начались проблемы с развитием/поведением? Как?

‒ Проходит ли ребенок медикаментозную терапию у невролога и /или психиатра? Состоит ли он на учете у данных специалистов?

‒ Расскажите о Вашем ребенке (его увлечения, интересы; любимые игрушки, игры; личностные и поведенческие особенности и т. д. Также нужно указать: смотрит ли ребенок мультфильмы, какие, как долго; играет ли в компьютерные игры).

‒ Вопросы, которые хотелось бы рассмотреть на консультации:

‒ Откуда Вы узнали о специалисте?

‒ Дата заполнения анкеты; номер контактного телефона.

Анкета подробно изучается и анализируется в процессе подготовки к консультации. Далее возможны различные варианты консультаций:

1 вариант:

‒ Консультация в течение 1–1,5 ч. Проводится диагностика речевого и общего развития (по возрасту), обсуждаются различные вопросы, которые волнуют родителей.

Устные выводы о состоянии ребенка и устные рекомендации по развитию и решению выявленных проблем.

Этот вариант применяется в ситуациях, когда нужны данные обследования без дальнейшей коррекционно-развивающей работы, например, в случае прохождения ребенком комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования с целью определения проблем со здоровьем и/или развитием.

2 вариант:

‒ Консультация в течение 1–1,5 ч. Проводится диагностика речевого и общего развития (по возрасту), обсуждаются различные вопросы, которые волнуют родителей.

‒ В течение нескольких дней составляется комплекс индивидуальных рекомендаций по развитию ребенка (на один месяц), по организации домашней речевой среды и др. Также подбирается список нужной литературы и интернет-ресурсов.

‒ Сопровождение в течение месяца (телефон, электронная почта), которое направлено на помощь в выполнении заданий и рекомендаций.

‒ Повторная углубленная диагностика.

‒ Составление следующего комплекса индивидуальных рекомендаций.

‒ В дальнейшем при необходимости проводятся встречи-консультации с целью отслеживания динамики в развитии и составления новых программ домашних занятий.

Этот вариант применяется в ситуациях, когда состояние ребенка по тем или иным причинам невозможно исследовать в рамках одной консультации и необходимо динамическое наблюдение в специально организованных условиях.

3 вариант:

‒ Консультация в течение 1–1,5 ч. Проводится диагностика речевого и общего развития (по возрасту), обсуждаются различные вопросы, которые волнуют родителей.

‒ Составление программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

‒ Регулярное проведение очных индивидуальных занятий.

Этот вариант применяется в ситуациях, когда состояние ребенка предполагает получение им профессиональной очной помощи и не может ограничиться только домашними занятиями.

4 вариант:

‒ Консультация в течение 1–1,5 ч. Проводится диагностика речевого и общего развития (по возрасту), обсуждаются различные вопросы, которые волнуют родителей.

‒ В течение нескольких дней составляется комплекс индивидуальных рекомендаций по развитию ребенка (на один месяц), по организации домашней речевой среды и др. Также подбирается список нужной литературы и интернет-ресурсов.

‒ Составление индивидуальной программы для педагога, который будет заниматься с ребенком (программа включает упражнения и рекомендации по всем необходимым сферам развития).

‒ Сопровождение в течение месяца (телефон, электронная почта), которое направлено на помощь в выполнении заданий и рекомендаций.

‒ В дальнейшем при необходимости проводятся встречи-консультации с целью отслеживания динамики в развитии и составления новых программ занятий.

Этот вариант подходит при наличии у семьи молодого/начинающего педагога, у которого есть желание и возможность заниматься с ребенком, но нет необходимого опыта работы и составления индивидуальных программ занятий.

5 вариант:

‒ Консультация в течение 1–1,5 ч. Дистанционно (через интернет). Проводится анализ речевого и общего развития (по возрасту), обсуждаются различные вопросы, которые волнуют родителей.

‒ В течение нескольких дней составляется и отправляется по электронной почте комплекс индивидуальных рекомендаций по развитию ребенка (на один месяц), по организации домашней речевой среды и др. Также подбирается список нужной литературы и интернет-ресурсов.

‒ Сопровождение в течение месяца (телефон, электронная почта), которое направлено на помощь в выполнении заданий и рекомендаций.

‒ В дальнейшем при необходимости проводятся заочные встречи-консультации с целью отслеживания динамики в развитии и составления новых программ занятий.

Этот вариант применяется в ситуациях, когда в силу различных причин невозможно проведение очных встреч.

Особенности подготовки кабинета для проведения психолого-логопедического обследования.

Постоянный анализ эффективности диагностической работы с детьми раннего возраста, поиск наиболее полезных дидактических и игровых материалов, необходимых для обследования, позволили выделить некоторые базовые принципы организации процесса обследования безречевых детей 2–3 лет:

‒ безопасная среда кабинета (отсутствие шкафов со стеклянными дверцами, незакрепленных зеркал и т. п.),

‒ на полу обязательно ковровое или иное подходящее покрытие, которое позволит комфортно сидеть и играть на полу,

‒ детский стол и стул находятся в углу кабинета, не в центре, чтобы дать ребенку возможность свободно двигаться и моделировать различные игровые и коммуникативные ситуации,

‒ желательно наличие дивана или кресла-груши, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть при необходимости,

‒ часть игрушек находятся в свободном доступе ребенка, остальные — за пределами кабинета (приносятся при необходимости),

‒ часть игрушек, которые находятся в свободном доступе, лежат на полу (это помогает, например, изучить особенности полей восприятия),

‒ часть игрушек, которые находятся в свободном доступе, лежат на столе,

‒ часть игрушек, которые находятся в свободном доступе, стоят на полке или висят на стене (это помогает, например, изучить особенности полей восприятия и поисковой деятельности),

‒ часть игрушек, которые находятся в свободном доступе, спрятаны в коробку или контейнер, а также завернуты в полупрозрачный платок (это помогает изучить особенности внимания, поисково-исследовательской деятельности, а также помогает моделировать ситуации для общения),

‒ игрушки, которые находятся за пределами кабинета и приносятся по необходимости, также предъявляются по-разному: молча/с обращением к ребенку/с обращением к родителям (это позволяет изучить особенности реакций ребенка на изменение привычной ситуации),

‒ желательно подобрать игрушки и предметы из различных сенсорных групп с целью изучения особенностей сенсорного развития, выявления особенностей восприятия ребенка, провоцирования коммуникативных ситуаций, расширения возможностей диагностического обследования,

‒ желательно предложить ребенку какое-либо авторское или изготовленное вручную педагогом пособие, которого ребенок раньше не видел (это позволяет изучить особенности реакций ребенка на ситуацию новизны и провоцирует разные формы общения),

‒ обязательно присутствие родителей и их участие в процессе обследования,

‒ диагностика включает в себя различные виды наблюдения за ребенком, выполнением им заданий педагога, моделирование свободной игры.

‒ примерный список необходимого оборудования: матрешки, машинки, горки для мячиков и машинок, пирамидки различного уровня сложности, крупная настольная и напольная мозаика, мячики различного цвета, размера, фактуры, крупные прочные прищепки, кукла — ребенок и набор кукольной мебели и посуды, фигурки, картинки и фотографии животных и людей, пальчиковые и перчаточные куклы, сенсорная коробка с предметами различной фактуры (деревянные, пластиковые, резиновые, матерчатые, силиконовые и т. д.).

Тщательный, научно и практически обоснованный подход к организации процесса диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста, а также к организации пространства исследования позволит точно, разносторонне и своевременно оказать ребенку необходимую ему профессиональную помощь и обеспечит условия для разностороннего развития.

Литература:

  1. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Диагностика и развитие речи детей 2–4 лет. — 2-е изд. — М,: ТЦ Сфера, 2017. — 64с.
  2. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. — М.: ГНОМ и Д, 2008. — 96с.
  3. Диагностика речевого развития детей раннего возраста. Открытый урок. https://open-lesson.net/4349/
  4. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.
  5. Кипхард Э. Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет. — Теревинф, 2017. — 112 с.
  6. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми:Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
  7. Краузе Е. Логопедия. — СПБ.: — Корона-принт, 2012. — 208с.
  8. Логопедическое обследование безречевых детей. Логопедический портал. http://logoportal.ru/logopedicheskoe-obsledovanie-bezrechevyih-detey/.html
  9. Логопедическое обследование безречевых детей. Логопатики. Заметки логопеда. http://logopatiki.ru/logopedicheskoe-obsledovanie-bezrechevyx-detej-pervyi-etap/
  10. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с.
  11. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — 2-е изд. — СПб.: Детство — пресс, 2015. — 112 с.
  12. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 80 с.
  13. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить. — Изд. В. Секачев, 2016. — 192 с.
  14. Развитие речи. Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B5_ %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %87 %D0 %B8
  15. Реуцкая О. А. Развитие речи у плохо говорящих детей. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 155 с.
  16. Схема логопедического обследования ребенка 2–3-го жизни. Альманах института коррекционной педагогики. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/shema-logopedicheskogo-obsledovanija-rebenka-2
  17. Ханьшева Г. В. Как разговорить малыша? Уроки логопеда. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 143 с.
  18. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. Учебник для ВУЗов. — М.: Владос, 2017. — 240 с.
  19. Шемякина О. В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2–3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ. — М.: ГНОМ, 2014. — 168 с.
  20. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, речевое развитие, общее развитие, часть игрушек, развитие ребенка, родитель, электронная почта, домашняя речевая среда, нужная литература.

Похожие статьи

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов чтения у детей младшего школьного возраста

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов чтения у детей младшего школьного возраста

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи