Методы и приемы стимулирования мышления на уроках математики в начальных классах
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Куриленко Вера Ивановна, Полякова Марина Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 10.10.2017
Статья просмотрена: 1368 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Методы и приемы стимулирования мышления на уроках математики в начальных классах / В. Н. Хаустова, В. И. Куриленко, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13074/ (дата обращения: 19.12.2024).
Учителя очень часто употребляют словесные методы, но порой реализация метода в приёме шаблона не вызывает интерес у учащихся, что тормозит у них активность мышления.
Рассмотрим пример. Во втором классе изучается тема: «Обозначение буквами точек и отрезков». Конечно, можно было бы сказать, что отрезки и точки обозначаются большими буквами, но мне хотелось, чтобы ребята сами пришли к определённому выводу. Основываясь на том, что дети в этом возрасте очень любят сказки, решили построить объяснение материала следующим образом:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили — были 3 точки и 2 отрезка. Когда точки гуляли по улице, они заметили, что у всех мальчиков и девочек есть имена, у всех собак и кошек есть клички. Тогда они попросили у маленького гномика — волшебника, чтобы он дал им имена. Но т. к. точки были маленькие, то гномик и дал им маленькие имена, состоящие из одной буквы. И стали они называться: точка А, точка В, точка С и т. д. Зазнались точки и перестали разговаривать с отрезками. Обиделись отрезки и попросили волшебника, чтобы он дал им тоже имена. Чтобы проучить зазнаек, волшебник дал отрезкам имена, состоящие из двух букв: отрезок КМ, отрезок ОР и т. д.».
Далее, опираясь на то, что дети знают, как пишутся собственные имена, учитель спрашивает: «Скажите, ребята, как пишутся имена людей, клички животных?» (С большой буквы) — «Значит. Как мы будем писать имена точек и отрезков» (С большой буквы). Затем сказали, что обозначаются названия точек и отрезков латинскими буквами. Далее продолжила работу по закреплению изученного материала.
При изучении темы: «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» в учебниках расположено много таблиц вида:
Таблица 1
Уменьшаемое |
10 |
11 |
12 |
|
Вычитаемое |
1 |
9 |
4 |
|
Разность |
2 |
4 |
Используя тот же словесный метод, и немного изменённую таблицу вызываем интерес у ребят
Таблица 2
Уменьшаемое |
12 |
+ |
17 |
12 |
Вычитаемое |
9 |
8 |
+ |
+ |
Разность |
+ |
5 |
8 |
7 |
Можно, закрыв левую часть, повторить названия компонентов:
— Как называется число, из которого вычитают? Которое вычитают? Которое осталось?
— Назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность.
— На таблице вы видите пустые окошки, там спрятались числа, но если вы правильно произведёте вычисления, то они откроются. (Посредине разрезано по вертикали и скреплено ниткой. После того, как ученик нашёл правильный ответ, он разрезает ножницами нитку). Для запоминания правила на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, разности; слагаемых, суммы; делимого, делителя, частного; множителей, произведения. Используем следующую таблицу:
Рис. 1
Рис. 2
Например, чтобы найти неизвестное слагаемое (закрываем слово слагаемое рукой), надо из суммы вычесть слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое (закрываем слово уменьшаемое рукой), надо к вычитаемому прибавить разность.
Для запоминания таблицы умножения используем «ленту умножения»- 4 6 8 9 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 28 30 32 36 40 42 45 49 54 56 63 64 72 81
Каждый урок начинаем с повторения таблицы умножения. Звучит это так:
2 2 4, 2 3 6, 2 4 8, 3 3 9, 2 5 10, 2 6 12, 3 4 12 и т. д.
Эта лента может использоваться на протяжении всего изучения таблицы.
— Произведение каких чисел равно 27, 30?
Также, видя табличные случаи умножения, детям легче решать примеры на деление с остатком.
Прочному запоминанию табличных случаев умножения способствует работа с сорбонками. Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения для усвоения иностранных слов, формул и т. д. Сорбонки для усвоения таблицы умножения — это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы. Например, 7*8, на другой 56 (ответ). Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5*6=30. Угадал, карточка ложится в одну сторону. 7*6… Забыл, карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними и тренируется ученик по 3–5 минут несколько раз в день. Высокая эффективность применения сорбонок объясняется тремя важными свойствами:
‒ Концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;
‒ Увеличение частоты тренировок;
‒ Раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает лёгкое запоминание.
Для работы над таблицей используем игру «Живая математика». У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример 3*2, выходит тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 6. Лучше давать примеры на деление, т. к. в ответах получаются однозначные числа. Если в ответе получается двузначное число, то встают два ученика.
При всех благоприятных условиях, созданных для пробуждения активности мышления у ребят, решающую роль в этом процессе принадлежит учителю, если он своей личностью на уроках приносит атмосферу инициативности, доброжелательности. Без этих компонентов любое занятие теряет большую часть своего влияния на активность мышления ребёнка.