Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» в старшей группе
Авторы: Клементьева Елена Евгеньевна, Полякова Людмила Владимировна, Шишкина Ольга Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 15.10.2017
Статья просмотрена: 3506 раз
Библиографическое описание:
Клементьева, Е. Е. Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» в старшей группе / Е. Е. Клементьева, Л. В. Полякова, О. Ю. Шишкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13095/ (дата обращения: 16.11.2024).
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. [3; с 3]
Перед нами, педагогами, дошкольной организации стоит задача — донести информацию не только для детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.
Методический паспорт учебного проекта
Тема проекта: «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»
Вид проекта: познавательно — игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки проведения.С 14.09.2017–29.09.2017 гг.
Участники: дети старшей группы, родители и педагоги.
Итоговое мероприятие: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории»
Проблема: высокий процент несчастных случаев, гибель детей в ДТП.
Актуальность.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. [2;с3] Поэтому сегодня как никогда профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей является актуальной.
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, так как знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь знания, полученные в детстве, наиболее прочные и впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — необходимой потребностью человека.
И только вместе с родителями, максимально используя авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, повышая их личную ответственность за безопасность своих детей, мы надеемся на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах нашего поселка.
Цель проекта.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей.
Задачи проекта:
‒ продолжать закреплять и расширять представление дошкольников о правилах дорожного движения;
‒ познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
‒ формировать культуру поведения на улице и в транспорте;
‒ активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Ожидаемый результат:
‒ иметь представление об основных правилах дорожного движения;
‒ знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
‒ узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
‒ называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;
‒ повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Этапы работы над проектом
1 этап— подготовительный.
Цель. Постановка проблемы.
‒ Беседа с детьми.
‒ Анкетирование родителей по проблеме (приложение 1)
‒ Изучение статистики в СМИ по детскому дорожно-транспортному травматизму.
‒ Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в старшей группе.
‒ Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно — развивающей среды)
‒ Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
2 этап— организационный.
Цель. Сбор информации и материала по проблеме:
‒ подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД;
‒ создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;
‒ подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора и т. д.), машины (специальный транспорт), конструктор (разного вида) и т. д.
‒ подборка занимательных и проблемных заданий;
‒ подборка видеоматериала по ПДД;
‒ подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в раздевалке группы.
3 этап— основной.
Цель. Подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма; использование активных форм организации детей.
- Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
- Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
- Закрепление детьми и родителями знаний ПДД,
- Формирование у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД.
Выбор материала, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
4 этап— заключительный.
Цель. Презентация проекта
‒ Подготовка презентации о реализации проекта.
‒ Фотовыставка «Я — пешеход»;
‒ Презентация книги «Стихи о ПДД»;
‒ Конкурс рисунков «Дорожные знаки».
Итог проекта: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории».
План работы по проекту
Форма, тема, содержание |
|||
Дата |
Дети |
Родители |
|
НОД |
В режимных моментах |
||
14.09 |
Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение рассказа Н Носова «Автомобиль» |
Беседа «Осторожно, улица!» Обыгрывание ситуаций. Загорелся желтый светофор, твои действия… В автобус зашла бабушка, твои действия… Дидактическая игра «На островке» Сюжетно-ролевая игра «Травмопункт» Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» |
15.09 |
ТРИЗ +Конструирование Тема: «Изобретаем новый автомобиль из ЛЕГО» |
Целевая прогулка к перекрестку Беседа, «Какие бывают виды транспорта» Дидактическая игра «Узнай вид транспорта по описанию» Сюжетно-ролевая игра «ГАИ» Игры на асфальте. |
Анкетирование родителей |
18.09 |
П/и деятельность. Формирование целостной картины мира. Тема: «Правила и безопасность дорожного движения» |
Рассматривание альбома «Осторожно, улица!»» Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций Дидактическая игра «Светофор» Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости». |
Беседа с родителями «Помогите детям запомнить правила безопасности на улице и во дворе» |
19.09 |
Изобразительная деятельность. Рисование «Дорожные знаки» |
Беседа «Чтобы не было беды» Игры с «Волшебным кругом» по правилам дорожного движения Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе». Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Консультация для родителей «Дисциплина на улице — залог безопасности» |
20.09 |
Изобразительная деятельность. Аппликация «Перекресток» |
Рассматривание обучающих карточек «Правила маленького пешехода» Заучивание стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности». Дидактическая игра «Безопасный путь» |
Оформление стенда «Дети и дорога»
|
21.09 |
Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор» |
Беседа «Правила поведения в городском транспорте» Дидактическая игра «Автошкола» Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный сервис». Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Рекомендации для родителей «Ребенок и взрослый на улице»
|
22.09 |
Конструирование из бумаги «Светофор» |
Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» Рассматривание альбома «Моя дорожная азбука» Разгадывание кроссворда «Дорожный» Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно» Подвижная игра «Перейди дорогу» |
Выпуск газеты «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» |
25.09 |
Двигательная деятельность на улице «Эстафета зеленого огонька» |
Беседа «Дорожные знаки». Д/и «Узнай знак» Игры с «Волшебным кругом». Закрепление сигналов светофора Обыгрывание игровых ситуаций Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке пойдем». |
Консультация для родителей «Что необходимо знать ребенку о правилах дорожного движения» Издание буклета «Знает правила семья — значит, буду знать и я» |
26.09 |
Музыкальная деятельность «Дорожная азбука» |
Рассматривание иллюстраций с изображением опасных дорожно-транспортных ситуаций. Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» Игры с «Волшебным кругом» «Наши друзья — дорожные знаки» Подвижная игра «Подбери знак» |
Выставка совместных работ родителей и детей «Дорога — друг, дорога — враг» |
27.09 |
Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Что мы видели на улице». |
Экскурсия к дороге. Игры с «Волшебным кругом». «Три сигнала светофора» Обыгрывание игровых ситуаций Подвижная игра «Будь внимателен!» |
Оформление папок-передвижек «Азбука дорожной безопасности»
|
28.09 |
Изобразительная деятельность. Лепка «Улица поселка» |
Беседа «Правила движения — достойны уважения» Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Рекомендации для родителей «Правила безопасности перехода дороги с ребенком в коляске на санках и велосипеде» |
29.09 |
Совместный детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории» |
||
Итоги проекта.
‒ Дети закрепили знания: о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода.
‒ Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, активное вовлечение их в образовательный процесс дали положительные результаты.
Вывод.
В целом работа по проекту прошла успешно. В ней приняли участие практически все дети группы и их родители. Каждый участник был вовлечен в мыслительную и практическую деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания и умения путем самостоятельной и коллективной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Анализ итогов работы по проекту позволил сделать вывод о том, что совместная деятельность с детьми и их родителями способствует:
‒ закреплению у детей знаний о названиях различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;
‒ повысилась деятельность родителей по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма.
Литература:
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- 4-е изд., испр. и доп. — М,: АРКТИ, 2009. -112 с.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 112 с: цв. вкл.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с. (Модули Программы ДОУ)
- http://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-sovmestnoi-raboty-s-roditeljami-po-profilaktike-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-v-dou.html