Экологическая тропа как средство создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Авторы: Герман Милана Яновна, Воробьёва Екатерина Александровна, Полётова Татьяна Анатольевна, Переверзева Кристина Анатольевна, Шабанова Ирина Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 216 раз
Библиографическое описание:
Экологическая тропа как средство создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении / М. Я. Герман, Е. А. Воробьёва, Т. А. Полётова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13103/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мы живём среди природы, мы друзья её. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей не выдаёт. Мы постоянно оказываем на неё действие, однако не имеем над ней никакой власти.
И. Гёте
На сегодняшний день, ребенок очень редко общается с природой. Современное экологическое образование практически всегда начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом поселке или городе, можно найти природные объекты, которые будут интересны для наблюдения: травы и деревья, птицы и насекомые, животные. Важную роль в сегодняшнем экологическом образовании детей играет исследовательская, а именно практическая, деятельность в природных условиях. Обучающийся получает в процессе исследования только конкретные познавательные навыки, при которых он учится рассуждать и наблюдать, а также самостоятельно планировать свою работу, учится сравнивать, анализировать, прогнозировать результат, экспериментировать, делать обобщения и выводы, словом самостоятельно развивает свои познавательные способности. Современная экономическая, социальная и нравственная атмосфера требует фундаментального переосмысления современных учебных программ, а также отражения в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «заботливых и внимательных хозяев», поэтому учителя тем самым стараются чтоб их воспитанники обращали свое внимание, на то, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом — воспитанием начиная с младших школьников, а также пробуждение у ребенка интереса к природе, ее обитателям, освоение природоохранных мероприятий, что в свою очередь и развивает познавательную деятельность, здоровьесберегающие аспекты и практическую направленность через экологические субботники, походы, исследовательскую работу, а также через различные экскурсионные программы. В нашей школе ежегодно проводится посвящение в экологи с 1 класса. Каждую осень на экологической тропе на стоянке «Полянка» мы проводим красочную игровую театрализованную программу, где наши ребята узнают первые азы природы, а также познают экологические игры при этом узнают, как нужно охранять и беречь природу, при этом приобщаются к общественному делу. В течение всего года они посещают кружок «Зеленый патруль» где и получают новые знания. На кружке более подробно ребята знакомятся с природой Белгородчины по сезонам и учатся составлять свои первые проекты. Через эти мероприятия у детей вырабатывается командный дух и взаимопомощь, а также продолжается формирование и развитие познавательного интереса к окружающей природе, расширение кругозора, активизация их мыслительной и физической деятельности, развитие способности работать в команде. Уход за нашей тропой на протяжении всего учебного года приучает ребят не только к труду и бережному отношению к общему достоянию, а также в целях её очищения. Проходя маршрут, дети совместно со взрослыми, заменяют аншлаги и собирают мусор.
На экологической тропе проводя уроки-исследования, мы с детьми ставим серьезные проблемные вопросы, которые совместно и решаем через исследовательские задачи, а также желание детей познать тайное превращая их в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции и «интеллектуальную» радость. В работе над проектом очень важно и то, что взрослые, такие же участники, как и дети. Это даёт обучающимся возможность самим, то есть самостоятельно определиться с выбором темы и средствами её реализации, по средствам которых и продолжает развиваться как мышление, так и умение правильно представить мысль. На выходе мы получаем проект, который как бы укладывается в такую схему: для учителя: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио; для обучающихся: сигнал бедствия — маршрутный лист — хочу все знать — мой лучший обитатель Красной книги или что-то еще — нам нужна помощь взрослого — цвети, земля! Проектно-исследовательская деятельность обучающимся в разном возрасте даёт уникальную возможность всем её участникам на разных этапах познавать окружающий нас мир, а также самостоятельно делать свои небольшие открытия, разочаровываться и удивляться, совершать и исправлять ошибки, приобретая богатый опыт общения. Каждый из нас идёт своим путем открытий неизведанного ранее, чего-то незнакомого, а вместе мы делаем одно дело: учимся как сами, так и учим друг друга. На нашей экологической тропе пока пять стоянок. В походы обучающиеся ходят как классами, так и отдельными группами. Обучающиеся школы любуются красивейшими пейзажами окружающей нас природы, которые раскрасила осень. А зимой это прогулки на лыжах, которые в свою очередь формируют здоровый образ жизни. По снежной тропе дети доходят до второй стоянки. Весной обучающиеся знакомятся с фенологическими наблюдениями в природе, делают. Обучающиеся старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы (однодневный поход). Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Для младшего возраста проводятся ознакомительные экскурсии по учебным темам, рассчитанные на 40–50 мин. Процесс оборудования тропы силами обучающихся позволяет учителям и руководителям создавать интересные разные ситуации, играющие очень важную роль в деле образования и воспитания детей. Оборудованная экологическая тропа помогает интересно и разнообразно организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и обучающихся, она несет ценную информацию для тех посетителей, которые самостоятельно по ней проходят без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где проводится экологический практикум и организуется природоохранная деятельность, то ее использование настолько многогранно, что она становится своеобразным и необычным учебным кабинетом в природе. После посвящения в экологи ожидается продолжение развития кругозора младших школьников и пополнение знаний и навыков работы у старшеклассников через активное участие в экологической работе нашей школы. Создание и выпуск буклетов и аншлагов, различных презентаций и участие в экологических конкурсах. Продолжается развитие умения обрабатывать полученную информацию и представлять в школьной газете «Лесная сказка». Что же касается экологических субботников, так и дети и взрослые, а это и учителя и родители, с удовольствием принимают в них участие, что в свою очередь развивает навыки трудовой деятельности обучающихся, а также пробуждение в детях стремления к чистоте. Ребята становятся более собранными и экологически воспитанными. Стараются поддерживать окружающую среду в порядке и беречь природу родного края — Белгородчины.
Исследовательская работа в школе, так здесь предполагается, что обучающиеся самостоятельно смогут находить предметы исследования, получая при этом навыки наблюдения. Научаться писать и составлять доклады, сообщения и проекты. Ребята смогут реализовывать поставленные перед собой проблемы и находить пути их решения. Самостоятельная исследовательская работа в свою же очередь укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках разного возраста. В итоге рождается важнейшее свойство личности убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. Организация походов — это отдых детей, который в свою очередь очень полезен для здоровья. Здесь школьники смогут легко и непринужденно выходить из любых ситуаций, что помогает взаимодействию среди обучающихся и способствует лёгкому общению. Экскурсионная программа. Здесь дети получают новую информацию, познают мир вокруг себя. Узнают больше свою местность, свой край, находят много нового, а это способствует расширению кругозора и пробуждает любовь к родному краю. До сих пор школа осталась той единственной структурой, где сохранились лучшие традиции прошлых лет, благодаря которым мы можем эффективно работать в области воспитания и образования детей, а также экологического образования населения. Особую же важность придаем вопросам воспитания экологической культуры и нравственности, чувству причастности к решению экологических проблем через включение обучающихся, их родителей в различные виды природоохранной деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.
Экологическая работа может быть общественно значимой для всех жителей нашего микрорайона. Эта идея, которая сможет объединить усилия всего сознательного населения для решения проблемы воспитания любви к родному краю, а также победить равнодушие у людей.
Практическая деятельность наших учеников и воспитанников, их забота о природе, работа по благоустройству нашей территории поможет решить проблему разобщенности детей друг с другом и с родителями, что в свою очередь сделает нашу территорию чище и красивее. Ситуации, в которых обучающиеся становятся организаторами, пропагандистами и «учителями», не только повышают их экологическую грамотность, но и способствуют формированию многих свойств их личности. Особое значение имеет как физический, так и умственный труд, который и ведет к всестороннему развитию школьников.
Литература:
- Захлебный А. Н. На экологической тропе. Опыт экологического воспитания школьников — М.: Знание, 1996.
- Суравегина И. Т. Экологическое образование и воспитание школьников во внеклассной работе — М.: Просвещение,1994.г