Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе
Автор: Кондрашова Ольга Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 17.10.2017
Статья просмотрена: 518 раз
Библиографическое описание:
Кондрашова, О. А. Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе / О. А. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13113/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертификационном уровне.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, спецлексика, лексика военно-специальных дисциплин, работа с текстом по специальности
В процессе изучения дисциплины «Иностранный (русский) язык» целесообразно преподносить обучающимся материал по трем темам: «Практическая грамматика», «Спецлексика», «Лингвострановедение». Основной целью занятий по теме «Спецлексика», или «Лексика военно-специальных дисциплин» является знакомство с лексикой военно-специальных дисциплин и активизация ее употребления в речи, а также развитие навыков работы с текстами военно-профессиональной направленности и применения речевой тактики и стратегии военно-речевого общения при обеспечении задач военно-профессиональной деятельности.
Представим вариант занятия по работе с текстом «Автомобиль КамАЗ-5350»
Данное занятие состоит из четырех этапов: семантизация лексических единиц по теме «Автоподготовка», выполнение лексико-грамматических предтекстовых заданий, которые позволяют подготовить обучающихся к конструированию самостоятельных фраз и восприятию текстового материала, чтение текста военно-профессиональной направленности и выполнение послетекстовых заданий.
Количество семантизируемой лексики, а также способы введения и тренировки употребления в речи изучаемых лексических единиц может варьироваться по усмотрению преподавателя в зависимости от уровня подготовленности учебной группы.
В предтекстовую работу входят грамматические и лексико-грамматические задания, направленные на активизацию употребления в речи вновь изученной лексики, а также на снятие языковых трудностей при работе с текстом.
Послетекстовая работа направлена на отработку навыков по выделению главной информации, работу со структурой текста, анализ и интерпретацию полученной информации и на развитие коммуникативных навыков в сфере профессиональной деятельности обучающихся.
В зависимости от уровня подготовленности группы количество семантизируемой лексики, а также способы ее активизации, количество и форма выполнения заданий могут варьироваться. Выполнение заданий может проводиться как в устной, так и в письменной форме на усмотрение преподавателя.
Таблица 1
Слова исловосочетания
нуждакого? чего? вчём? = потребность, необходимость |
для нужд Вооруженных сил России для хозяйственных нужд |
мустанг — одичавшая (неприхотливая) домашняя лошадь |
|
сцепление — сцеплять механизм предназначен для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя. |
однодисковое сцепление |
коробка передач — механизм предназначен для изменения частоты и крутящего момента на ведущих колесах в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства |
10-ступенчатая коробка передач, механическая коробка передач
|
раздаточная коробка — агрегат для распределения крутящего момента от двигателя на несколько приводных механизмов, которые в большинстве случаев, также увеличивают число передач в трансмиссии. Например, в автомобилях повышенной проходимости раздаточная коробка:
|
усиленная раздатка |
карданный вал — механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения. |
модернизированный карданный вал |
шлицы — паз на валу, в который входит зуб сопряжённой детали, образуя шлицевое соединение, служащее для передачи крутящего момента. |
торцевые шлицы |
генератор — устройство, вырабатывающее электроэнергию или преобразующее один вид энергии в другой. |
|
штанга — элемент конструкции автомобильной подвески, реактивная штанга, препятствующая перемещениям оси (моста) в зависимой подвеске колёс в поперечном направлении. |
реактивные штанги |
шарнир — вращательная кинематическая пара, то есть, подвижное соединение двух частей, которое обеспечивает им вращательное движение [1]: |
|
шасси — собранный комплект агрегатов трансмиссии, агрегатов ходовой части и механизмов управления. |
|
фитинг — специальный крепёжный узел |
фитинговые крепления |
интерьер — внутреннее оформление здания и т. д. |
обновлённый интерьер |
Задание 1. Разберите слова по составу. Подберите к ним по 2 однокоренных слова.
Полуприцеп, спецоборудование, гидропередача, трудоёмкость, техобслуживание, бездорожье, однодисковое, межколёсные, используется, обеспечивалось.
Задание 2. Подберите синонимы и антонимы к словам.
Бездорожье, блокировка, универсальный, грузовой, задний, торцевой, сложно, оснащён.
Ключ: бездорожье = распутица — дорога; блокировка = закрытие — открытие; универсальный = многофункциональный, многоцелевой, соединенный — узкий, личный; грузовой =багажный — легковой; задний = последний, дальний — передний; торцевой = поперечный, боковой — продольный, центральный; сложно = трудно — легко, просто; оснащён = оборудован — не оборудован.
Таблица 2
Задание 3. Составьте словосочетания, согласовав прилагательные ссуществительными вроде, числе ипадеже.
универсальный |
проходимость |
грузовой |
коробка |
колесный |
гидропередача |
высокий |
сцепление |
механическая, |
автомобиль |
раздаточная |
коробка |
диапазонный |
автомобиль |
однодисковый |
формула |
усиленный |
вал |
карданный |
шлицы |
реактивный |
крепления |
торцевой |
раздатка |
фитинговый |
штанги |
круглый |
люк |
Задание 4. Определите начальную форму существительных. Определите род, образуйте ед. и мн. число (где возможно). Составьте словосочетания с данными словами.
Для нужд, покрытий, в семейство, со скоростью, креплений, шлицы, шасси.
Ключ: шлиц — м.р.
Задание 5. У кратких причастий восстановите полную форму. Определите от каких глаголов образованы все причастия, определите вид и залог причастий.
Образец: выучен — выученный — выучить (СВ, страдательный).
Предназначен, оснащена, застрявших, усиленную, модернизированный, адаптированы, обновлённым, оборудованной, повышена, снижена.
Задание 6. Составьте словосочетания и предложения по модели.
Что предназначен для чего Что оснащена чем
Что застрявшие где Что усиленную чем
Модернизированный что Что адаптированы к чему, подо что
Обновлённый что С чем оборудованной для чего, подо что
Что повышена Что снижена
Задание 7. Прочитайте текст. Изучающее чтение текста
Автомобиль КамАЗ-5350
Универсальный 6-тонный грузовой автомобиль КамАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 предназначен для нужд Вооруженных сил России. Грузовик используется для перевозки личного состава, грузов военного назначения, буксировки прицепов и полуприцепов по дорогам с различными типами покрытий и бездорожью.
КамАЗ-5350 с грузовиками высокой проходимости КамАЗ-4350 и КамАЗ-6350 с колесной формулой 8×8 входит в семейство «Мустанг», которым с 2002 года снабжаются части и подразделения российской армии.
Модель 5350 оснащена системой блокировки межколёсных дифференциалов заднего моста. Это значительно повышает проходимость грузовика.
Одним из ключевых требований технического задания на КамАЗ-5350 являлось обеспечение скорости не менее 40 км/час в условиях бездорожья. Тяжелым автомобилям с механической коробкой передач ездить по бездорожью с такой скоростью сложно, поэтому конструкторы разработали диапазонную гидропередачу. Движение грузовика в сложных дорожных условиях и буксирование застрявших автомобилей обеспечивалось за счет установки лебёдки с тяговым усилием от 7,7 до 8,0 тонн-сил.
Грузовик получил однодисковое сцепление, 10-ступенчатую коробку передач, усиленную раздатку, модернизированные карданный вал и торцевые шлицы, генератор мощностью 2 ватта, реактивные штанги, оснащенные шарнирами.
Модернизация коснулась и шасси, которые были адаптированы под установку фитинговых креплений, используемых для сменных кузовов контейнерного типа. Семейство «Мустанг» получило новую кабину с высокой крышей и обновлённым интерьером. В кабине, оборудованной спальным местом, появился отсек для укладки военного снаряжения и спецоборудования.
На крыше кабины появился круглый люк диаметром 680 мм, предназначенный для ведения стрельбы и экстренной эвакуации. Была повышена технологичность грузовиков и снижена трудоёмкость техобслуживания. Гарантийный пробег до первого капитального ремонта — 45 тысяч километров. [1]
Таблица 3
Технические характеристики автомобиля КамАЗ-5350
Колёсная формула |
6х6 |
Снаряжённая масса, кг |
9 650- 9800 кг. |
Грузоподъёмность, кг |
6 000 кг. |
Полная масса автомобиля, кг |
15 850–16 000 кг. |
Полная масса буксируемого прицепа, кг |
8000–12 000 кг. |
Полная масса автопоезда, кг |
27 850 кг. |
Двигатель |
КамАЗ-740.30–260, V8 |
Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
191 (260) |
Угол преодолеваемого подъёма автомобилем, град. |
31̊ |
Максимальная скорость, км/ч |
100 км/ч |
Колёса |
310–533 |
Шины |
425/85 R21 |
Длина |
7960 мм. |
Ширина |
2550 мм. |
Высота |
3290 мм. |
Глубина преодолеваемого брода, м |
1,75 м. |
Ёмкость топливных баков, л |
125/175 л. |
Запас хода, км |
1 000 км |
Задание 8. Согласитесь или возразите.
- Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 весит 6 тонн.
- Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 относится к семейству «Мустанг».
- Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 используется для перевозки личного состава, грузов военного назначения, буксировки прицепов и полуприцепов по дорогам с твёрдым покрытием.
- Проходимость машины повышена за счет системы блокировки межколёсных дифференциалов переднего моста.
- Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 способен передвигаться по бездорожью со скоростью не менее 40 км/ч.
- Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 имеет диапазонную, гидропередачу, 10-ступенчатую коробку передач, однодисковое сцепление, усиленную раздатку, модернизированный карданный вал.
- Шасси КамАЗа-5350 приспособлены для сменных кузовов на фитинговых креплениях.
- На крыше КамАЗа-5350 есть люк.
- КамАЗ-5350 может преодолеть подъём с углом 45̊.
- Запас хода по топливу у автомобиля КамАЗ-5350 составляет тысячу километров.
Задание 9. Запишите данные прилагательные словами. Определите от каких словосочетаний они образованы. Определите падеж числительных, входящих в состав прилагательных.
6-тонный, 10-ступенчатый.
Задание 10. Продолжите предложения.
- Универсальный 6-тонный грузовой автомобиль КамАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 предназначен для…
- Движение грузовика в сложных дорожных условиях и буксирование застрявших автомобилей обеспечивалось …
- Гарантийный пробег до первого капитального ремонта…
Задание 11. Трансформируйте предложения с причастными оборотами в сложноподчиненные предложения.
- В кабине, оборудованной спальным местом, появился отсек для укладки военного снаряжения и спецоборудования.
- На крыше кабины появился круглый люк диаметром 680 мм, предназначенный для ведения стрельбы и экстренной эвакуации.
Задание 12. Трансформируйте активные синтаксические конструкции в пассивные и наоборот.
- Универсальный 6-тонный грузовой автомобиль КамАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 предназначен для нужд Вооруженных сил России.
- Грузовик используется для перевозки личного состава, грузов военного назначения, буксировки прицепов и полуприцепов по дорогам с различными типами покрытий и бездорожью.
- Конструкторы разработали диапазонную гидропередачу.
Задание 13. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Постройте его схему.
Тяжелым автомобилям с механической коробкой передач ездить по бездорожью с такой скоростью сложно, поэтому конструкторы разработали диапазонную гидропередачу.
Задание 14. Разделите текс на части, составьте назывной или вопросный план.
Задание 15. Расскажите об автомобиле КамАЗ-5350, опираясь на составленный план.
Литература:
- КамАЗ-5350 [Электронный ресурс] — режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %90 %D0 %97–5350
Ключевые слова
коммуникативная компетенция, спецлексика, лексика военно-специальных дисциплин, работа с текстом по специальностиПохожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе
В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
О познании предметной области студентами-переводчиками
Познание предметной области студентами-переводчиками для осуществления технического перевода взаимосвязано с получением обучающимися знаний по теории технического перевода, знаний терминологии и практикой перевода специальных текстов.
Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса
В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.
Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному
В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...
Особенности планирования курса «Технический английский язык» для среднего школьного возраста
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения английского языка в техническом направлении с целью приобретения необходимых знаний для участия в международных технических конкурсах, поступления в технический вуз и овладения вокабуляр...
Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения
В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования
В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.
Похожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе
В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
О познании предметной области студентами-переводчиками
Познание предметной области студентами-переводчиками для осуществления технического перевода взаимосвязано с получением обучающимися знаний по теории технического перевода, знаний терминологии и практикой перевода специальных текстов.
Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса
В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.
Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному
В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...
Особенности планирования курса «Технический английский язык» для среднего школьного возраста
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения английского языка в техническом направлении с целью приобретения необходимых знаний для участия в международных технических конкурсах, поступления в технический вуз и овладения вокабуляр...
Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения
В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования
В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.