Дыхательная гимнастика для дошкольников
Авторы: Тимошенко Ирина Игоревна, Хощенко Галина Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 19.10.2017
Статья просмотрена: 521 раз
Библиографическое описание:
Тимошенко, И. И. Дыхательная гимнастика для дошкольников / И. И. Тимошенко, Г. В. Хощенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13118/ (дата обращения: 16.11.2024).
Возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют выделить ряд аргументов в пользу раннего обучения иностранному языку. Сдвиг начала обучения иностранному языку на дошкольный возраст обусловлен тем, что дети уже с четырех лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. У детей четырех-пяти лет появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят, а в дальнейшем эти благоприятные факторы ослабевают. Кроме того, использование ведущей для этого возраста деятельности — игры — позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.
Следовательно, изучение иностранного языка в данном возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т. к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста, приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание.
Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения.
Все, кто изучал в школе английский язык, помнят, как трудно было произносить некоторые слова и звуки (например, межзубные, регулировать долготу и краткость звуков и т. д.).
Очень важно для развития речи правильное дыхание, так называемое «речевое дыхание», характеризующееся коротким вдохом и удлиненным выдохом. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием. Есть упражнения для выработки диафрагмального дыхания, но следует учитывать, что каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания. Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям — укрепляются губы, кончик языка и движения корня языка, необходимо уметь широко открыть рот; вытягивать и растягивать губы; приподнимать верхнюю губу до десны; опускать нижнюю губу до десны; поднимать язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю; поднимать язык на верхние зубы и опускать на нижние; крестообразно двигать языком по губам (вверх, вниз, вправо, влево).
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходима влажная уборка помещения, его проветривание.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного приема пищи. Необходим хотя бы часовой интервал, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, не стесняющей движений.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений мышцы рук, шеи, груди были расслаблены.
Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых, поэтому применяются разнообразные игровые приемы.
Упражнения дыхательной гимнастики
- Скоро зима.
Ребенку дует на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превращает обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Щеки при выполнении этого упражнения не надуваются.
- Морской бой.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу. Очень хорошо для этих целей использовать легкие пластмассовые предметы.
- Футбол.
Из подручного материала соорудите «ворота», возьмите любой легкий шарик и поиграйте с ребенком в футбол. Необходимо дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно устроить соревнование, проверив «Кто быстрее?".
- «Бульканье».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, а в другой — чуть-чуть. Используя трубочки для коктейля, дуем через трубочку в стаканчик, где много воды, слабо, а в стаканчик, где мало воды — сильно. Необходимо следить, чтобы вода не проливалась. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Если использовать разноцветные стаканчики и трубочки, то можно повторить и закрепить названия цветов.
- Мыльные пузыри
Ребенок выдувает пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
- «Дайвер».
Ребенок представляет себя ныряющим с аквалангом и задерживает дыхание. «Погружения» сначала делать совсем короткими, удлиняя постепенно.
- Губная гармошка.
Используется губная гармошка, ребенок вдыхает и выдыхает через нее воздух.
- Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для подарка маме или бабушке.
Выполняя упражнения для дыхания, не следует забывать и о звукопроизносительной стороне речи.
Торт со свечками.
Пусть ребенок представит себе праздничный торт со свечками. Попросите его «погасить свечи» на звуке [p]. Данный звук произносится с придыханием. При выполнении этого упражнения дайте ребенку небольшой лист бумаги. Попросите ребенка поднести лист близко к лицу и произнести звук [p]. Если звук произнести достаточно энергично, быстро сомкнув и разомкнув губы, листочек должен отклониться. Угол отклонения листка при произношении данного звука свидетельствует о том, насколько хорошо данное упражнение выполняется ребенком.
Греем ручки
Предложите малышу погреть ручки или выдохнуть на зеркальце или очки [h]. Если звук произнесен правильно, то руки почувствуют тепло, а стекла запотеют. Следите, чтобы у ребенка получился практически бесшумный английский звук [h] и не было призвука, характерного для русского [х], когда в ротовой полости задняя часть языка прижимается к мягкому небу.
Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок. Проводить гимнастику нужно ежедневно для закрепления вырабатываемых навыков у детей. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям более 2–3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
Литература:
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя.– М., Просвещение, 1989. — 160с.
- Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителей. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1980. — 240 с.