Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей
Авторы: Кудрина Любовь Владимировна, Кислинская Наталья Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 28.10.2017
Статья просмотрена: 260 раз
Библиографическое описание:
Кудрина, Л. В. Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13119/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
Чтобы быть здоровым, на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству как можно больше внимания и должно уделяться в дошкольном возрасте. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек и именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья,
Как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь?
Прежде всего, чтобы воспитать ребенка здоровым, с самого раннего детства следует научить его вести здоровый образ жизни. Забота о здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Благоприятный эмоциональный климат в семье, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; правильно организованное и рациональное питание, использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и конечно, образцовое поведение взрослых — вот составляющие здорового образа жизни.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, об этом свидетельствуют и данные о состоянии здоровья наших воспитанников, хотелось бы добавить, что у них снижен и интерес к двигательной деятельности, они малоподвижны, и подвержены частым заболеваниям.
Ребенок в дошкольном возрасте еще не способен осознанно следовать элементарным нормам гигиены, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Поэтому такие задачи в первую очередь стоят перед родителями, которые должны выработать у маленького ребенка умения и навыки, способствующие сохранению здоровья.
Каким же образом происходит приобщение детей к здоровому образу жизни и формирование здоровья в семьях наших воспитанников?
С этой целью, я провела анкетирование, которое показало, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Из полученных результатов следовал вывод, что только небольшая часть родителей, пытаются вести здоровый образ жизни. Чтобы повысить уровень педагогической культуры родителей, поддержать их в уверенности в собственных педагогических возможностях перед нами встала необходимость организации и проведение совместных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Для этого использовали следующие формы работы:
‒ выпуск памяток с целью оказания помощи в выполнении упражнений на развитие артикуляционного аппарата, на укрепление мышц дыхательной системы, на развитие мелкой моторики рук.
‒ домашняя игротека была представлена вниманию родителей с различными видами игровых заданий на развитие и обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова», «Угощаю», на развитие грамматического строя речи: «Готовим сок», «Посчитай», на развитие мелкой моторики рук: «Помогаю маме», «Волшебные картинки».
‒ цикл консультаций по проблеме воспитания у детей основ здорового образа жизни «Физическое воспитание в семье», «Поговорим о здоровье», «Здоровое питание», «Как приучить своего ребенка к здоровым привычкам», «Правила здорового питания для детей».
‒ выпуск информационных листов, буклетов: «10 правил безопасности», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»,
‒ индивидуальные консультации и беседы с родителями.
‒ родительские собрания с элементами тренинга в ходе которых были рассмотрены и проведены различные упражнения: «Что формирует здоровье?» — для определения особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека, «Пути здорового образа жизни» — для формирования понимания участниками собрания сути здорового образа жизни, «Мой ребёнок будет здоровым, если я…» — для формирования понятий роли родителя в создании соответствующих условий и выполнении различных видов оздоровления детей.
‒ совместный досуг детей иродителей— совместный с детьми и родителями КВН «Мы здоровью скажем «ДА» позволил сплотить детский коллектив и родителей между собой, помогло добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвало их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей.
Такие формы работы побудили родителей серьезно присмотреться к своим детям, задуматься над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи.
Что должны делать родители, чтобы каждый день жизни ребёнка способствовал укреплению его здоровья? В этом велика роль примера самих родителей и старших членов семьи.
Основу здорового образа жизни ребенка прежде всего составляет соблюдение режима. Сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена — это составляющие домашнего режима. Я предложила семьям воспитанников поделиться опытом соблюдения режима в выходной день. Семья Вовы П. творчески подошла к этой просьбе. Фотомонтаж деятельности ребенка дома позволил увидеть, что дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Неуклонное соблюдение распорядка дня постепенно выработало стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения.
Здоровье детей невозможно обеспечить и без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Родителям было предложено разработать своё «Меню выходного дня», для того чтобы у родителей сформировалось представление о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.
Своими способностями по определению важных для здоровья блюд в меню своего ребенка поделилась мама Оли Д.Оказалось, что домашнее меню ненамного, отличается от меню детского сада, при этом мама отдала предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченным кулинарным изделиям. По её мнению, рацион питания не обязательно должен состоять из дорогих продуктов. Полноценное питание может быть из обычных, недорогих продуктов, но разнообразных, правильно подобранных и приготовленных.
Закаливание— самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Мы знаем, что закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям, поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека очень полезно.
О значении свежего воздуха для физического развития своего ребенка поделилась мама Матвея Х. (оформив буклет «Свежий воздух так необходим детям»). Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания организма. Прогулка, по её мнению, это замечательное время — время для разнообразных игр на свежем воздухе, они и доставляют детям огромную радость, и приносят неоценимую пользу их здоровью.
Закаливание водой очень полезно, как для детского, так и для взрослого организма. Пришлось убеждать родителей в том, что ослабленному и болезненному ребенку закаливание водой необходимо больше, чем здоровому. Что на закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны. Родители приняли рекомендации воспитателей и согласились начать закаливание душем, посещать бассейн в детском саду, а также бассейны города.
Одним из нетрадиционных методов закаливания является «Русская банька». Своим опытом в оздоровлении ребенка при помощи посещения бани поделилась мама Алеши. Она отметила, что баня для них является отличным закаливающим средством. Он меньше болеет простудными заболеваниями, стал более решительным и дисциплинированным.
Наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе. О занятиях на оздоровительном комплексе поделилась мама Саши В. Она рассказала, что ребенок получает уникальную возможность тренировки вне зависимости от погодных условий, наличия у неё свободного времени. В буклете «Домашний досуг» она поместила информацию о назначение физкультурно-оздоровительного комплекса, который служит для развития практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.
В ходе проведенной работы, у родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей, заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях, изъявили желание услышать рекомендации специалистов (старшей медсестры, врача, педагога по плаванию, физкультуры) по укреплению здоровья детей, интересоваться методической литературой по сохранению здоровья, брать предложенную литературу для чтения домой, большая часть родителей стали соблюдать режим дня в ДОУ — приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему дети стали систематически посещать утреннюю гимнастику.
Важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Следует постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать ребенка остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок — не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот.
Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций.
Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи.
Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и воспитанниками способствовали повышению педагогической компетентности и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей. Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.
Литература:
- Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Москва, 1998
- Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986;
- Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2011
- Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Москва, 2010.