Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации
Автор: Бондарь Марина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 03.11.2017
Статья просмотрена: 2091 раз
Библиографическое описание:
Бондарь, М. А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации / М. А. Бондарь. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13134/ (дата обращения: 18.12.2024).
Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.
Ключевые слова: квест, школьник, детская общественная организация
Детские общественные организации предоставляют большие возможности в создании условий для раскрытия творческих способностей школьников, их самоутверждения, будущего развития личности.
Сегодня актуален вопрос применения таких форм деятельности в детской общественной организации, с помощью которых можно создать активное взаимодействие школьников друг с другом для формирования их личностных результатов. На наш взгляд, таким потенциалом обладают образовательный квест.
Квест (анг. quest — поиск) представляет собой способ организации поисковой деятельности в учебном процессе [6].
Квест — это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков [9], от успешного взаимодействия которых, зависит результат деятельности. Участники игры должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях.
Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова указывают на то, что квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга и т. п. [7], при применении квеста школьники проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость [8].
И. Н. Сокол рассматривает образовательный квест, который имеет чётко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений [4].
Образовательный квест — это организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой школьники осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. [1].
Образовательные квесты различаются по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные); по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме); по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные); по форме работы (групповые; индивидуальные); по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест); по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые); по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда) [4].
Квесты имеет свою уникальную структуру, способствуют достижению определённых целей, решению различных дидактических задач [2] и обладают методическим потенциалом: 1) развитие читательских компетенций, 2) развитие творческого потенциала, 3) развитие коммуникативных умений, 4) развитие навыков информационной деятельности [3].
Квестовые задания могут выполняться индивидуально, однако групповая работа является более предпочтительной, ибо совместная деятельность школьников позволяет получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение [5].
Структура образовательного квеста состоит из:
1) введения, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, сделан обзор всего квеста,
2) заданий, которые понятны, интересны и выполнимы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации),
3) ресурсов — список информационных ресурсов (в электронном, бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания,
4) процесса работы — описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания,
5) оценки — описание критериев и параметров оценки квеста,
6) заключения — раздел, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом.
Использование квеста детской общественной организацией позволяет привлекать школьников в активный воспитательный процесс, развивать их творческие способности, воображение, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений и т. д.
Исследования показывают, что наиболее эффективным для школьников является не решение или прохождение готового квеста, а процесс его создания. Такую деятельность школьников детской общественной организации можно определить как продуктивную, ибо она связанна с процессом проектирования. Квест воспитывает личную ответственность, уважение к культурным традициям, истории, краеведению, формирует культуру межличностных отношений и толерантность, стремление к самореализации и самосовершенствованию.
Проведение квестов может быть связано, например, с определённым событием. Так, чтобы помочь первоклассникам как можно быстрее и успешнее адаптироваться к школе и влиться в ряды школьников в начале учебного года детская общественная организация «Дети XXI века» проводит квест для первоклассников «Добро пожаловать в гимназию».
Цель квеста: 1. Адаптация первоклассников к новой социальной среде. 2. Знакомство с гимназией. 3. Развитие исследовательских навыков. 4. Развитие умения работать в команде. 5. Использование коммуникативных умений в сфере бытового общения.
Участники квеста получали маршрутный лист с условия конкурса:
- Найти и посетить все объекты гимназии, указанные в списке.
‒ Медицинский кабинет.
‒ Приемная.
‒ Кабинет директора гимназии. Познакомиться с директором.
‒ Библиотека.
‒ Спортивный зал.
‒ Компьютерные классы.
‒ Лингвистические классы.
‒ Школьный стадион.
‒ Актовый зал.
‒ Комната детской общественной организации.
‒ Столовая.
- Сфотографироваться на фоне каждого объекта.
- Найти подробную информацию о каждом объекте (на сайте гимназии или активно использовать помощью старшеклассников).
- Фото и информацию в виде заполненной таблицы принести на указанный адрес.
- Побеждает команда, которая принесёт наиболее креативные фотографии и оригинальный материал.
Практика проведения подобных мероприятий показала, что квест способен заинтересовать всех его участников, способствует коллективному взаимодействию школьников по решению ряда проблемных задач, которые связанны с посещением новых мест, умению работать с новыми источниками информации.
Таким образом, образовательный квест, позволяет решить образовательную задачу — вовлечение каждого школьника в активный познавательный процесс; развивающую — развитие творческих способностей, воображения школьников, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора; воспитательную — воспитание уважения к культурным традициям, истории гимназии.
Литература:
- Жебровская, О. О. Международный вебинар ««Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209–22012013-qq-q-q.html.
- Новикова, О. Н. Вопросы разработки системы интерактивных занятий по иностранному языку [Текст] / О. Н. Новикова // Актуальные проблемы преподавания социальногуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научнометодической конференции (4–5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. — Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. — С. 221–223.
- Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/
- Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодий вчений. — 2014. — № 6 (09). — С. 138–140. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.
- Терских, М. В. Интерактивные методы обучения бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / М. В. Терских // Педагогическое образование в России. –№ 1. — Екатеринбург, 2013. — С. 152–158.
- Тымко, О. З. Технология «веб-квест» на основе сервисов Веб 2.0 / О. З. Тымко // Справочник заместителя директора школы. — 2015. — № 6.
- Щелина С. О., Чудакова А. О. Квест как технология изучения детской литературы // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Международной научно-методической конференции 23 июня — 27 июня 2014 года. — Москва, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://av.moi-portal.ru.
- Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 146–149.
- Sierykh L. V. Technology of cooperation of general and out-of-school educational establishments are in aesthetic education of teenagers / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pptp.kubg.edu.ua/numbers/39-arkhiv-nomeriv-2014-roku/122–3-2014- roku.html.
Похожие статьи
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских
Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника
Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры
Данная статья посвящена вопросу повышения профессионального мастерства педагогов в процессе освоения современной образовательной технологии –квест-игры. В статье представлен опыт организации проведения квест-игры в образовательный процесс дошкольного...
Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.
Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте
В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...
Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...
Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Похожие статьи
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских
Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника
Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры
Данная статья посвящена вопросу повышения профессионального мастерства педагогов в процессе освоения современной образовательной технологии –квест-игры. В статье представлен опыт организации проведения квест-игры в образовательный процесс дошкольного...
Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.
Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте
В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...
Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...
Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...