Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов
Автор: Яворская Татьяна Игоревна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 01.11.2017
Статья просмотрена: 1963 раза
Библиографическое описание:
Яворская, Т. И. Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов / Т. И. Яворская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13138/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время в педагогической науке стали часто употребляться термины «менеджер», «педагогический менеджмент», «самоменеджмент». Однако не все понимают значение данных понятий. Менеджмент — это управленческая деятельность или наука управления, а менеджер — профессионально подготовленный руководитель, человек способный управлять людьми. В свою очередь самоменеджмент «это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова — о времени, в пространстве, в общении, в деятельности» [1, с. 15].
На молодого, только пришедшего в школу специалиста с первых дней работы возлагается масса проблем, к которым он теоретически подкован, но не всегда готов практически. Составление образовательных программ, календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы, подготовка к занятиям, организация внеурочной деятельности, заполнение журналов, проверка тетрадей, а также непосредственная работа с детьми и родителями — все это требует массу времени, и не всегда даже опытные педагоги могут справляться с такой нагрузкой.
А. А. Симонова, изучив возможности педагогов организовать свой труд, выяснила, что основная масса педагогов (82 %) испытывают хронический дефицит времени, которого не хватает не только на отдых, но и на профессионально необходимые дела. Это происходит, потому, что педагоги проявляют недостаточную организованность, обязательность, не всегда рационально используют рабочее время [6, с. 12].
Овладение молодым педагогом основами самоменеджмента, несомненно поможет ему в осуществлении педагогической деятельности, а именно: научит рационально использовать время, квалифицированно перерабатывать и запоминать информацию, эффективно решать проблемы, оказывать влияние на детей распределять свое время управлении ученическим коллективом, обучении и воспитании школьников.
Проблема самоменеджмента имеет комплексный характер и находится на стыке педагогики, философии, психологии, теории управления. Категория «самоменеджмент» связана с категориями «свобода», «смысл жизни», «авторство жизни», «трансцендирование», «жизненный путь» и другие, раскрываемых философами экзистенциального направления: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и другие, русскими философами серебряного века: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, В. Розанов и другие [5, с. 38].
Впервые термин «самоменеджмент» был предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом. В его трактовке, самоменеджмент — это «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени». Главная цель самоменеджмента, по мнению автора, максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни [3, с.11].
Разработкой проблемы самоменеджмента занимались и закнимаются такие зарубежные ученые как Л. Зайверт, А. и К. Бишоф, Ф. Бэгьюли, В. Зигерт, Л. Ланг, К. Киан, а также отечественные ученые А. А. Симонова, В. С. Петрухин, В. М. Андреев, А Беркман, И. Л. Добротворский и другие ученые.
Самоменеджмент педагога в интерпретации специалистов включает в себя такие грани, как: внешний вид (стиль одежды, прическа, аксессуары, макияж и т. п.); личностные и профессиональные качества; стиль управления; самооценка; делегирование (распределение) полномочий; способность к целеполаганию, т. е. определению перспектив, постановке четких, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации (ведение телефонных переговоров и др.); «менеджмент здоровья» и т. п. [5, с. 96].
В работе молодого педагога существуют следующие проблемы, напрямую связанные с умениями самоменеджмента, например, такие как: неумение управлять собой, нечеткие и размытые личные ценности, рациональное использование времени, неумение перерабатывать и запоминать информацию, отсутствие творческого подхода, неумение оказывать влияние на людей, неумение предотвращать конфликты и многое другое.
В настоящее время имеется множество разработок, тренингов, для развития у педагогов и других специалистов методик самоменеджмента.
Так, при неумении управлять собой, Бишоф Анита в своей книге «Самоменеджмент. Эффективно и рационально» рекомендует при столкновении с неразрешимой проблемой, спокойно отложить ее до того времени, когда вы будете способны с ней справиться. Если же проблема требует немедленного решения, записать на листе бумаги все возможные варианты ее решения, проанализируйте каждый и остановитесь на одном, отбросьте сомнения и уверенно действуйте в соответствии с выбранным вариантом [2, с. 47].
Решая проблему рационального использования педагогом своего времени, Кейт Кинан обобщил опыт ученых в своем труде «Управлении временем». Так, например, существует методика «поглотителей времени» (таблица 1), методика «Альпы», и многие другие [4, с. 27].
Таблица 1
Анализ «поглотителей времени»
«Поглотители времени» |
Возможные причины потерь времени |
Меры по устранению |
Для того, чтобы справиться с огромным потоком информации, учитель сталкивается с таким ограничением, как неумение работать с информацией. Л. Зайверт в книге «Стиль руководства» предлагает SQ3R метод, который основывается на 3 фазах: «до чтения» (Что я должен прочитать? Что я обязан прочитать? Что я хочу прочитать? Что я хочу с этим предпринять?), «во время чтения» (восприятие текста, поиск и чтение только важного, фиксация); «после чтения» (составление выписок из текста, использование условных знаков:! — важно;!! — очень важно; И — имя; Т — новая теория; П — пример и др.) [3, с.198].
Работа педагога полна неожиданностей и непредсказуема, поэтому дать советы “на все случаи жизни” невозможно, но пользоваться рекомендациями, выделенными из исследований в области «самоменеджмента» является разумным и важным.
Схожесть в некоторых аспектах менеджера и учителя, общие профессиональные умения и функции позволят стимулировать активность в работе над собой. Чтобы быть жизнерадостным и бодрым, эффективно работать, достигать успеха, любому человеку, а тем более учителю, необходимо владеть теорией и методикой самоменеджмента, т. е. умением самосовершенствоваться. Одной из центральных функций в деятельности учителя является функция руководства и управления деятельностью коллектива школьников, родителями, а также самим собой. От качественного выполнения этой функции часто зависит результат учебно-воспитательной работы. Поэтому внедрение элементов самоменеджмента в работу учителя позволит показать пути и методы личного и профессионального самосовершенствования.
Литература:
- Андреев В. М., Старобинский Э. Е. Самоменеджмент руководителя. — Томск, 2000. — 211 с.
- Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л., 2006. — 127 с.
- Зайверт Л., Фридман Л.М, Энкельманн Т. Стили руководства. — М, 2002. — 222 с.
- Кинан, К. Самоменеджмент. — М.: Эксмо, 2006–34 с.
- Петрова, Г. Н., Шемилина, Е. М. Самоменеджмент педагога: теория и практика: учебно-методическое пособие. — Владивосток: ДФУ, 2014. — 184 с.
- Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие. — М., Юрайт-Издат, 2009. — 357 с.