Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Бон, Н. В. Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования / Н. В. Бон, О. А. Перминов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13146/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены формы образовательного процесса студентов высших учебных заведений по дисциплине физическая культура. Обозначена роль теоретических занятий, семинаров и научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: студенты, лекционный курс, теоретическая подготовка, исследовательская работа, перспективы

Традиционные направления работы кафедры физического воспитания в высшей школе это — образовательная, научно-исследовательская, воспитательная, учебно-методическая и спортивно-массовая. Первостепенная цель работы преподавателей кафедры — формирование физической культуры личности, готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности, знание психофизических и социально-биологических основ интеллектуального труда. Именно студенческий возраст является периодом интенсивного формирования личности. Поэтому преподавателям очень важно заложить знаниево-информационную основу, как часть фундаментальных знаний системы физического образования.

В настоящее время в организации учебного процесса недостаточно внимания уделено теоретической и методической подготовки студенческой молодежи. В учебных пособиях по этой дисциплине не находят должного отражения теория физической культуры личности и технологии её формирования. Практическая деятельность преподавательского состава кафедры направлена в основном на реализацию оздоровительной функции физической культуры. По статистике, студенты старших курсов теряют интерес к практическим занятиям по объективным и субъективным причинам. Возможность элективного выбора физкультурной деятельности подстегнула их интерес к двигательной активности и повлияла на качество и эффективность таких занятий.

Элективная дифференциация стала основой спортивно-ориентированного физического воспитания, приобщила студентов к ценностям физической культуры, сформировала внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений принесли, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность стала способом самовыражения, стала эмоционально и эстетически привлекательной [1]

Но не стоит останавливаться на достигнутом этапе, современные всемирные тенденции в системе высшего образования это научная и научно-исследовательская работа, публикационная деятельность, участие в конференциях, круглых столах и т. д. Формирование у студентов знаниево–информационной основы, внедрение инновационных организационно-дидактических технологий повлияют на уровень качественной оценки нашего высшего образования на международной арене.

В индивидуальном плане-отчете преподавателя кафедры физического образования и рекреации Сибирского института управления запланирована: учебная нагрузка, учебно-методическая, научно-исследовательская и внеаудиторная работа со студентами. Как правило, преподаватели кафедры не планируют активно заниматься научной и научно-исследовательской деятельностью, выполняя только необходимый минимум. К тому есть объективные причины, как то: отсутствие лаборатории, инструментария, необходимого для исследовательской работы, расходных материалов и т. п. Таким образом, основным мероприятием научной работы преподавателя является публикационная деятельность, основанная на изучении и анализе современных исследований проводимых Российскими и зарубежными учеными. Также есть возможность проводить социологические опросы, организовывать и привлекать к этой деятельности студентов. Теоретические занятия, лекции, беседы имеют свою значимость в воспитании студентов, так как помогут им в перспективе сформировать:

– теоретические и методико-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

– уметь использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

– владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и будущей профессиональной деятельности. [2]

При наметившейся тенденции к гендерной социализации, не только в спорте, но и в оздоровительных технологиях пристальное внимание преподавателей к физической нагрузке студентов просто необходимо. Возможность оптимизации, нормирования физической нагрузки в рамках учебного процесса — новаторское направление при учете индивидуальности студентов [3]

Возможности формирования теоретических фундаментальных знаний в области физической культуры можно увидеть из приведенной ниже, схемы:

По размеру графического изображения можно определить значимость, на наш взгляд, мероприятия, наиболее интенсивно влияющие на качественное усвоение теоретического, информационного или методологического материала. Так, например, на занятиях студентов по плаванию, большое значение будут иметь непосредственные рекомендации преподавателя по методике выполнения задания. Регулярные посещения, правильное выполнение, высокая интенсивность занятий повлекут за собой ожидаемый эффект: получения не только практического навыка, но заложат теоретическую основу тренировочного эффекта урока. На элективных занятиях по фитнес аэробике, преподавателю важно акцентировать внимание студентов на локальной рабочей группе мышц, которая выполняет основную нагрузку. Студенты должны ориентироваться, на какую группу мышц идет нагрузка, понимать технику выполнения задания, для более эффектного выполнения работы. В то время как при нерегулярных занятиях, все методические рекомендации преподавателя, останутся только в информационной форме и останутся в памяти кратковременно.

В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов их деятельности. [4]

Задача учреждения высшего образования сформировать грамотного специалиста, владеющего всеми компетенциями, заложенными в образовательные стандарты, в том числе и по дисциплине физическая культура. Принятие активных образовательных технологий, применение инноваций в физическом воспитании, будет способствовать подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Занятия студентов физической культурой и спортом в высших учебных заведениях мы рассматриваем как необходимые инвестиции в будущее нашего общества.

Литература:

  1. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура " в высшей школе//Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт -Петербург, январь 2014г.). -СПБ.: Заневская площадь, 2014. -с. 161 -163.
  2. Перминов О. А. Эффективность физического воспитания студентов при спортивно-ориентированной форме организации учебных занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 651–653.
  3. Коршунова О. С. Применение инноваций в образовательном пространстве высшей школы по физическому воспитанию. Интерэкспо гео-сибирь. 2015. Т. 6. № 2. С. 144–147
  4. Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин//Теория и практика физ. Культуры.-2004.- № 10.- С. 15–18
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, физическая культура личности, физическое воспитание, будущая профессиональная деятельность, исследовательская работа, публикационная деятельность, учебный процесс, физическое образование, физическое самосовершенствование.

Ключевые слова

студенты, перспективы, исследовательская работа, лекционный курс, теоретическая подготовка

Похожие статьи

Подготовка преподавателей университета к организации воспитательной деятельности студентов

В статье рассматривается проблема подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы к организации воспитательной деятельности со студентами. Представлен опыт организации данной работы в Бурятском государственном университете. Выделяются подходы...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства

В работе описаны цели и определены задачи ППФП, рассмотрена роль природных факторов в развитии профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская работа преподавателей физического воспитания в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены возможности заниматься научной и исследовательской работой преподавателям кафедры физического воспитания. Предпосылки для привлечения к публицистической деятельности преподавателей, стимуляция со стороны администрации, возможные ...

Эффективность физического воспитания студентов при спортивно-ориентированной форме организации учебных занятий

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского г...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Подготовка преподавателей университета к организации воспитательной деятельности студентов

В статье рассматривается проблема подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы к организации воспитательной деятельности со студентами. Представлен опыт организации данной работы в Бурятском государственном университете. Выделяются подходы...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства

В работе описаны цели и определены задачи ППФП, рассмотрена роль природных факторов в развитии профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская работа преподавателей физического воспитания в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены возможности заниматься научной и исследовательской работой преподавателям кафедры физического воспитания. Предпосылки для привлечения к публицистической деятельности преподавателей, стимуляция со стороны администрации, возможные ...

Эффективность физического воспитания студентов при спортивно-ориентированной форме организации учебных занятий

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского г...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...