Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы
Автор: Груздев Олег Владиславович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 27.10.2017
Статья просмотрена: 147 раз
Библиографическое описание:
Груздев, О. В. Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы / О. В. Груздев. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 169-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13148/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание актуальности создания таких самостоятельных программ на современном этапе образования, целям и задачам программы WEB-дизайна в системе ДО, их структурным компонентам. При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), где четыре последовательных уровня соотносятся с формированием и развитием опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования по программе WEB-дизайна.
Ключевые слова: программирование, WEB-дизайн, проблемное обучение, уровни продуктивной деятельности, Internet-культура
Важнейшей особенностью создания программ дополнительного образования в системе СПО служит их соответствие современным образовательным технологиям, отраженным в основных принципах обучения — индивидуальности, доступности, преемственности, результативности; формах и методах обучения с применением дистанционного и дифференцированного обучения; методах контроля и управления образовательным процессом основанных на анализе результатов деятельности студентов; информационных средствах обучения. Учитывая направленность дополнительной образовательной программы, особенную важность приобретают элементы новизны и педагогической целесообразности на основе новых информационных технологий.
Авторская программа студии WEB-дизайна в рамках дополнительного образования, апробированная студентами системы СПО города Москвы в течении ряда лет, нацелена, прежде всего на развитие абстрактного мышления, творческих способностей наряду с получением конкретных знаний в области web-программирования и сайтостроения, так необходимых для современных образованных молодых людей. Обучение техническим основам Internet технологий в студии web-дизайна, дает студентам полное представление об устройстве системы Internet сайтов, структуре сети Internet, а конкретные навыки web-программирования, включая изучение основ языка JavaScript, изучении HTML и CSS, некоторых систем CMS и более углубленно системы Joomla, позволяют будущим профессионалам стать независимыми web-дизайнерами, и профессионально заниматься созданием и размещением web-страниц в Internet.
Ретроспективный взгляд в недалекое еще прошлое позволяет увидеть, что раньше доступ в Интернет можно было получить только с компьютеров. Потом в Интернет стали выходить с мобильных телефонов. Сейчас к Сети подключились мультимедийные плееры, устройства чтения электронных книг, телевизоры и большое разнообразие сетевых гаджетов. Интернет грозится прийти на самые разные устройства, которые могут быть основаны на различных аппаратных и программных платформах, зачастую сильно отличающихся друг от друга. Одно объединяет все это аппаратно-программное многообразие — соответствие Интернет-стандартам. Иначе устройства в лучшем случае будут отображать Web-страницы неправильно, в худшем — вообще не будут работать. Основой Internet является огромное многообразие сайтов. Зачастую лицом компании, или муниципального учреждения в бескрайнем мире информации является именно грамотно оформленный, красочный и информативный сайт, способный предоставить полную информацию, которая может быть интересна людям, онлайн услуги и сервисы, которые значительно облегчают нашу повседневную жизнь (онлайн переводчики, карты, магазины) и конечно же с помощью сайта можно провести успешную рекламную компанию, рассказать неограниченному количеству людей о своей организации, услугах или любой другой деятельности. Именно поэтому Web-дизайн становится все более успешным образовательным направлением, а интерес к нему с каждым годом растет все больше. Именно по этому, закладывание основ Internet культуры и базовых знаний WEB-дизайна с самых азов, позволит в дальнейшем избежать многих ошибок и укрепить заинтересованность в конечном результате труда на основе профессионального взаимодействия педагога и студентов.
Одним из главных отличий обучения по программе студии WEB-дизайна от базового образования по информатике является то, что обладание соответствующей компетенций не сводится к способности простого воспроизведения имеющихся знаний и не ограничивается умением применять шаблонные решения. В ходе обучения закладывается сознание того, что фактически любая реальная задача, решаемая будущим программистом, требует нестандартного мышления и нестандартных подходов в учебной деятельности и достижении поставленных целей. Согласно вышеизложенному целями программы WEB-дизайна в системе ДО, в данном случае, служат следующие компоненты:
– Развитие творческих информационных способностей.
– Подготовка студентов к проектированию собственных web-проектов и дальнейшему их развитию.
– Развитие способностей и навыков в web-программировании.
– Обучение навыкам использования средств и стилей в зависимости от нужд web-проекта.
– Получение конкретных знаний студентами по HTML, CSS, языку JavaScript, и CMS Joomla.
В свою очередь, основные задачи авторской программы студии WEB-дизайна служат установке повышения доступности, качества и эффективности информационного образования в рамках системы ДО. Дополнительные информационные знания помогают студентам в овладении профессиональными компетенциями и позволяют использовать приобретенные знания в учебной и практической деятельности. Поскольку задачами студии служат способы поэтапного достижения цели, они определяют тактику педагогических действий и делятся на образовательные, определяющие круг компетенций и представлений и отвечающие на вопрос, что узнают и в каких элементах информационных знаний разберутся студенты; развивающие — связанные с развитием творческих возможностей и способностей; воспитательные — отвечающие на вопрос какие ценностные ориентиры, элементы культуры и нравственные задатки будут сформированы у студентов по мере прохождения курса обучения и овладения программными знаниями и умениями. На основе изложенного были сформулированы следующие задачи:
Образовательные:
– Углубление и расширение знаний по web-программированию, изучение истории развития web-технологий и версий HTML, CSS.
– Знакомство обучающихся с концепциями оформления сайта.
– Обучение приемам управления и администрирования готового web-сайта.
– Обучение приемам создания JavaScript модулей, встраиваемых в разрабатываемый сайт.
Развивающие:
– Развитие абстрактного и конкретизированного мышления необходимого при web-программировании.
– Развитие творческих навыков графического web-дизайна.
Воспитательные:
– Развитие интереса к проектированию и созданию сайтов, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
– Умение работать в команде и разбираться в информационном коде.
– Раскрытие индивидуального стиля в web-дизайне.
В структуре занятий можно отметить включение следующих элементов:
1) обсуждение домашних и самостоятельных творческих работ; 2) теоретическую часть (изучение приемов программирования, структур и языков JаvaScript, HTML, CSS, CMS Joomla 1.5); 3) практическое задание и поэлементное выполнение его (применение на практике приемов по созданию html страниц, верстке текста, созданию таблиц, форм, сценариев, графическому дизайну и программированию).
Изучение всех учебных элементов программы реализуется в соответствии с индивидуальными способностями студентов. Занятия включают в себя теоретический и практический курсы. Теоретический курс содержит следующие функциональные компоненты:
– Изучение структуры Internet, серверов и сайтов;
– Изучение языка программирования JavaScript и языков разметки HTML, CSS, а также систем управления сайтами;
Практический курс базируется на знаниях, полученных в ходе изучения теоретического курса программы и направлен на отработку:
– развития навыков программирования и создания web-сценариев;
– изучение приемов оформления сайтов;
– создание собственных html страниц;
– проектирование структуры сайта, создание стилей css в отдельных модулях;
– получение навыков и знаний по продвижению сайта.
При этом ожидаемыми результатами программы и способами представления итогов служат знания и умения, полученные в ходе данного информационного курса — это: знание основ сетевого представления данных и инструментов создания и редактирования web-сайтов; умение выполнять графический дизайн сайтов; умение выбирать необходимые стили оформления сайтов; создание on-line сервисы при помощи JavaScript; написание html страницы, размещение графической информации; умение работать с CMS joomla. Важным компонентом представления итогов является отбор студенческих работ по заданным и свободным темам и на основе полученных результатов участие в выставках и конкурсах информационного творчества, городских и региональных программах.
При формировании всех элементов информационной авторской программы особое внимание было уделено диагностике и результативности прохождения программы, поскольку важное место в ней занимает управление учебными действиями студентов и методическое обеспечение процесса усвоения знаний. По способу использования усвоенной информации различают два вида деятельности: репродуктивную и продуктивную. Общим принципом выделения этих видов деятельности будет служить способ использования исходной информации для решения поставленных задач. При репродуктивной деятельности алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях информационных блоках — от буквальной репродукции до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях. В процессе продуктивной деятельности идет создание новой информации, отличной от содержащейся в учебном пособии, но при этом она всегда опирается на предшествующий опыт. Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности студенты в ходе продвижения программных пунктов, выполняют как элементы процесса решения конкретных поставленных задач.
При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации. Четыре последовательных уровня отображают развитие опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования:
1 уровень (ученический) — самый простой уровень репродуктивной деятельности. На этом уровне все компоненты задачи (цель, ситуация и действия по решению) известны. От студента требуется дать только заключение о соответствии всех компонентов в структуре задачи — это деятельность по узнаванию. Систематическое использование самого простого уровня репродуктивной деятельности способствует формированию и отработке действий по усвоению языков программирования, терминологическому восприятию вначале на рефлекторном, а затем на осознанном уровне.
2 уровень (алгоритмический или репродуктивный без помощи преподавателя) — более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах этого уровня имеется только цель и ситуация. Студенты лишь применяют ранее усвоенные действия по ее решению. Выполняя ее, студенты самостоятельно воспроизводят и применяют ранее усвоенные способы действия — это деятельность по ранее изученной методике, правилу или алгоритму. Это тестовые задания на опознание, различение, классификацию с эталоном ответа, тесты на сопоставление, с пропуском определения, значения и т. д.
3 уровень (эвристический или продуктивный) — первый уровень продуктивной деятельности. В задаче этого уровня дана лишь цель, ни действия, ни условия, необходимые для достижения поставленной цели, не заданы. От студентов требуется уточнить, домыслить ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения нетиповой задачи. В процессе самостоятельной переработки известной информации студент добывает субъективно новую (т. е. только для него) информацию. Деятельность этого уровня выполняется не по готовому алгоритму или правилу, а по правилу, которое само создается в процессе выполняемого действия.
4 уровень (творческий или профессиональный) — самый сложный уровень продуктивной деятельности, для которого характерно отсутствие задач как таковых. Студенты в процессе практических занятий сами ставят цель, детализируют ее и осуществляют поиск возможных ситуаций (условий) и действий, ведущих к достижению выбранных целей.
В завершении изучения крупных блоков материала, разделов или в конце учебных семестров проводится педагогический контроль полученных студентами знаний, умений и навыков, он осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Целью текущего контроля — является проверка степени качества усвоения изучаемого материала, определение необходимости введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа студентов над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам курса, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых заданий, овладение практическими навыками.
Форма промежуточного контроля — устная или письменная.
– Фронтальная и индивидуальная беседа.
– Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
– Решение ситуационных творческих задач, направленное на проверку умений использования приобретенных знаний на практике.
– Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках информационного характера на уровне колледжа и города.
Итоговый контроль проводится по завершении курса программы, оннаправлен на проверку полученных результатов обучения по курсу «Web-дизайн», выявление степени овладения студентами системными информационными знаниями, умениями и приобретенными навыками. Итоговый контроль — это контроль интегрирующий, он позволяет охватить все разделы изученной программы и судить об общих достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенной информации, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений студентов, проявляется в значительной мере и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческой студии и включает следующие этапы:
– создание html страниц, использование всех тегов для оформления текста;
– создание html таблиц, форматирование, стили;
– вставка в html страницу графического материала, видео;
– создание стиля CSS с использованием контейнеров, классов, селекторов;
– использование различных параметров текстовой информации, тени, шрифты списки;
– использование параметров отображений модулей, рамок, таблиц;
– работа с простейшим массивом JavaScript;
– создание функций, глобальных и локальных переменных;
– использование условных операторов и циклов;
– работа с объектами и ссылками, вызов ранее написанных функций;
– администрирование сайта на cms joomla, создание статей, архивов, пользователей, установка плагинов и их настройка, наполнение сайта, создание меню;
– окончательный web-проект, содержащий все изученные элементы, на cms joomla.
При создании программы обязательно рассматриваются условия ее реализации, важнейшими из которых послужили:
- Методические условия,предполагающие интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных обучающихся в студии web-дизайна с разным темпом восприятия и скоростью выполнения технических и творческих заданий.
- Дидактические условия, предусматривающие разработку по каждому технологическому этапу создания сайта специальных заданий, дифференцирующих творческую деятельность по степени её сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической готовности к решению технических задач.
- Материально-технические условиядолжнысоответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование.
Таким образом, созданная программа курса «Web-дизайн» может быть представлена в виде определенной последовательности учебно-познавательных действий с образованием алгоритма функционирования. Четкая структурированность и последовательность учебных элементов поддерживается повторяемостью алгоритмов функционирования и стимулирует мотивацию по овладению научно-методическим содержанием учебных блоков. При этом управление учебно-познавательной деятельностью необходимая составная часть процесса обучения в системе дополнительного образования. По окончании курса «Web-дизайн» обучающиеся овладевают основными принципами оформления сайтов, способами проектирования web-страниц, языком сценариев JavaScript, умеют грамотно спроектировать и реализовать web-сайт, выбрать необходимые стили с соблюдением правил оформления web-программирования. Студенты овладевают поддержкой существующих сайтов, умеют ориентироваться в панелях управления различных систем на которых построены web-проекты. Кроме того, прогнозируемым результатом по овладению программным материалом является не только некий суммарный показатель усвоенных знаний и умений заключенных в дидактических единицах, но и выход студийцев на III — IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Приобретенный профессиональный навык, создает возможности для самостоятельной работы над задуманными web-проектами и ведение индивидуальной профессиональной деятельности по созданию и продвижению web-сайтов.
Литература:
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика 1989.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
- С. Г. Горнаков Осваиваем популярные системы управления сайтом. — М.: ДМК 2009
- Дэн Седерхольм CSS ручной работы. — Питер 2011.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика. — 1986.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена 1994.
- Кастро Э. HTML и CSS для создания web-страниц. — НТ Пресс 2006
- Квинт Игорь HTML, XHTML и CSS. — Питер 2010
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся М. — 1983.
Ключевые слова
программирование, проблемное обучение, web-дизайн, уровни продуктивной деятельности, Internet-культураПохожие статьи
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы
В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках
В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...
Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса
В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...
Способы повышения мотивации при изучении английского языка
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики
В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...
Похожие статьи
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы
В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках
В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...
Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса
В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...
Способы повышения мотивации при изучении английского языка
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики
В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...