Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин
Автор: Мокшина Надежда Григорьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 29.10.2017
Статья просмотрена: 4094 раза
Библиографическое описание:
Мокшина, Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 15.11.2024).
Практико-ориентированный подход — подход, предполагающий ориентацию содержания педагогического образования на актуальные потребности педагогической практики. В педагогическом образовании этот подход исследовали А. В. Савицкая, который она понимает, как способ академического образования, предполагающий акцент не на учебных дисциплинах, а на подлинных проблемах, с которыми могут и сталкиваются будущие специалисты, при этом на первый план выходит активное обучение небольших групп, а не традиционные формы организации учебного процесса [3]. Другой исследователь — Л. В. Павлова — приравнивает его к методу преподавания и обучения, позволяющему студентам сочетать учебу в вузе с практической работой [1].
Реализация практико-ориентированного подхода происходит через: связь содержания педагогической подготовки будущего учителя со спецификой содержания общего образования, тенденциями его обновления, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [5], Профессиональным стандартом педагога [2], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [4].
В связи с этим ведущей целью обучения становится усиление практической подготовки студентов к педагогической деятельности. Мы предлагаем пути обновления содержания дисциплин педагогического цикла, усилив их практическую направленность на основе сетевого взаимодействия школы и университета,
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Педагогическое образование» является модульной и строится на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Учебный раздел «Современные педагогические технологии» является составной частью модуля «Методология, методы и организация профессиональной деятельности». Освоение учебного раздела «Современные педагогические технологии» нацелено на подготовку к осуществлению педагогической деятельности, формирование общей культуры личности студентов, призвано способствовать осознанному выбору и освоению профессиональных программ взаимодействия с подопечными, разнообразных приемов, методов и средств обучения и воспитания школьников, выполнять правила и нормы охраны труда, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Вход в учебный раздел начинается с определения проблематики, изучения социального заказа. Он формируется во время работы круглого стола «Образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ» с участием представителей сетевых школ, получения заказа на разработку конструктов уроков и воспитательных дел с использованием различных педагогических технологий.
Портфолио с разработанными конструктами уроков и воспитательных дел с использованием различных педагогических технологий студенты представляют на Педагогической ярмарке, являющейся заключительным учебным событием модуля.
Изучение данного раздела базируется на учебном разделе «Теоретико-технологические основы психолого-педагогической деятельности», где студенты приобретают опыт работы, находясь в позиции участника образовательного процесса.
Настоящая программа учебного раздела «Современные педагогические технологии» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных событий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный раздел, студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) изучающих модуль «Методология, методы и организация профессиональной деятельности».
Целью освоения раздела «Современные педагогические технологии» является способность будущего учителя к применению педагогических технологий в процессе обучения и воспитания.
Формулирование такой цели раздела определяется требованиями к необходимым трудовым действиям, знаниям, умениям педагога, которые сформулированы в Профессиональном стандарте педагога.
Задачи учебного раздела:
‒ вооружить студентов знаниями в области педагогических технологий;
‒ формировать у студентов педагогическое мышление и творческие способности;
‒ выработать умения по решению разнообразных учебных задач с использованием инновационного подхода и применения педагогических технологий.
Целевая аудитория:
‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата);
‒ слушатели курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
В результате освоения учебного раздела студент будет способен проектировать учебные занятия и воспитательные дела, используя современные педагогические технологии.
Учебный раздел является составной частью модуля «Методология, методы и организация профессиональной деятельности» и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Формами и методами обучения, способствующими формированию и развитию компетенций и трудовых действий в процессе реализации учебного раздела «Современные педагогические технологии», явились:
‒ интерактивные лекции;
‒ семинарские и практические занятия;
‒ самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарским и практическим занятиям;
‒ индивидуальные консультации;
‒ дискуссионные технологии;
‒ кейс-стади;
‒ творческие проекты с использованием ИКТ;
‒ деловая игра
‒ тренинги.
Апробация программы проводилась на 2 курсах факультетов математики и естественных наук, филологии и истории ЕИ КФУ. Студентам была предоставлена программа раздела и перечень основных творческих проектов, которые им предстояло выполнить самостоятельно в группах и индивидуально.
Лекционным занятиям в программе было отведено 10 часов, семинарским занятиям 8 часов, практическим занятиям — 36 часов.
Все занятия проводились в интерактивном режиме, их содержание носило проблемный характер. Например, лекция и практическое занятие по теме «Понятие о педагогической технологии» студентам были предложены для обсуждения следующие вопросы проблемного характера:
‒ Как соотносится педагогическая технология и мастерство учителя?
‒ Как соотносится методика предметного преподавания и технология?
‒ Как соотносится педагогическая техника и технология?
В рамках темы «Технология конструирования и осуществления педагогического процесса» обсуждались вопросы:
‒ в чем заключается прогнозирование и проектирование педагогического процесса;
‒ в чем заключается планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
В рамках практических занятий целая серия заданий была направлена на формирование у студентов способности освоения будущими учителями основами технологии целостного педагогического процесса; вооружения знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий; формирования умения применять педагогические технологии в основной школе.
В рамках занятия лекция-презентация «Основные качества современных педагогических технологий» студентам задавались следующие вопросы для обсуждения: разработка основ педагогической технологии; разработка основ технологии обучения; постановка диагностических целей образования; проектирование содержания обучения; моделирование структуры технологии обучения; обратная связь: контроль и оценка.
В рамках практического занятия студенты составляли кластер и подготовили краткий рассказ с использованием входящих в него слов. Кластер –это метод, который способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель. При включении в учебный процесс данного метода необходимо было: выделить главную, ключевую тему изучения материала; определить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации). Данное задание даёт возможность преподавателю отследить понимание темы; для самих студентов такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями. Использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности студентов: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, другой понятия, а третий — просто нарисует объект изучения или процесс.
Серьёзной работой стала разработка студентами конспектов фрагментов урока с использованием различных технологий обучения (интегральной технологии, технологии «Диалог культур», здоровьесберегающих технологий и др.) и продемонстрировать на занятии. По свидетельству студентов, выполнение именно этой работы стало хорошей школой по воспитанию в них интереса и творческого отношения к педагогической профессии.
Достаточно много лекционных и практических занятий сопровождались заданиями «составить резюме по теме». К резюме предъявлялись следующие требования: краткость (не более 1 страницы); информативность; акцентирование внимания на уникальности информации; сжатое описание сути информации; приведение показателей, характеризующих эффективность предлагаемой информации для обучающегося.
Еще одной из форм обучения явилось написание компендиума по теме, опираясь на рекомендуемую литературу. Например, Ш. А. Амонашвили о личностно-гуманной основе педагогического процесса, в чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова?
Учебная программа раздела предусматривала встречу с учителями-супервизорами в рамках сетевого взаимодействия, где студентам было предложено провести пресс-конференцию с учителями «СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Елабуги «Какие педагогические технологии применяют в педагогическом процессе» и проведение брифинга с отдельными учителями «Технологии в опыте работы учителей». Большой интерес у студентов вызвало задание — изучение опыта учителей по использованию педагогических технологий (педагогические мастерские, творческие лаборатории учителей). Результаты изучения опыта учителей у некоторых студентов завершились составлением портфолио учителя, который включал в себя:
‒ фото; Ф. И. О., звание (год и дата присвоения) (Заслуженный учитель России и др.);
‒ краткая биографическая справка, стаж работы в педагогической деятельности; учебный предмет и воспитательная работа;
‒ краткая информация о школе (специализация, тип, количество учащихся и учителей, особенности учебно-воспитательного процесса);
‒ качества личности учителя; цели и задачи его педагогической деятельности; научные работы; достижения; мастерство учителя, главная особенность педагогического опыта, «изюминка», применяемые им педагогические технологии.
Кроме того, студенты поделились своими наблюдениями на практическом занятии с преподавателем, получив заранее от него серию заданий для выявления педагогических технологий, реализуемых учителем на уроке. Необходимо было:
‒ определить цель, задачи, тип данного урока;
‒ выделить этапы урока в общей структуре урока;
‒ определить время, использованное на каждом этапе урока и обосновать его целесообразность; назвать использованные учителем на каждом этапе урока методы обучения;
‒ перечислить принципы обучения, реализованные на уроке, как реализовался принцип учета индивидуальных психологических особенностей учащихся на уроке;
‒ назвать использованные учителем технологии обучения.
По признанию студентов, выполнение данного задания потребовало от них прочтения дополнительной литературы по дидактике, ряда документов, регламентирующих организацию образовательной работы в школе, в том числе более детального прочтения ФГОС ООО.
В процессе посещения уроков в школе (по специальности) выявили какие технологии обучения применялись учителями-супервизорами, продукты и результаты учебной деятельности были получены учащимися, формируемые на уроках УУД. Особое внимание было уделено анализу технологий обучения и средств, применяемых на занятиях учителем, обсудили с учителем — супервизором, эффективность применяемых им технологий обучения на уроке. Кроме того, определились с темой урока для создания технологической карты урока и приступили к конструированию под руководством учителя-супервизора и вузовского преподавателя.
Итоговым событием по разделу стала публичная защита составленного Электронного терминологического словаря, который в дальнейшем был представлен на итоговом учебном событии по модулю.
Литература:
- Павлова Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) // Социосфера. 2013. № 4. С. 91–92.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
- Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4(23). С. 66–74.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.