Вокруг света за сорок пять минут | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 01.11.2017

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Анисимов, К. С. Вокруг света за сорок пять минут / К. С. Анисимов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13165/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ни для кого не секрет, что географическая карта является главным инструментом географии. Еще Н. Н. Баранский писал: «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается». При всех преимуществах этого способа отображения информации, географическая карта обладает рядом недостатков: плоское, двухмерное изображение и трудоемкость отображения динамических процессов развития и изменения земной поверхности, не позволяют в полной мере прочувствовать их значимость. А если прибавить к этому желание учителя донести до школьников, до их осознания, всех процессов, происходящих на Земле, закономерности их развития, возникает необходимость в более совершенном инструменте, нежели географическая карта.

Мир не стоит на месте, и широкому кругу пользователей стали доступны технологии, некогда использовавшиеся лишь спецслужбами, а именно: подробные космические снимки земной поверхности. Речь идет о программе Google Earth Pro от компании Google. О возможностях данной программы написано немало статей, поэтому я не буду описывать их, а приведу примеры использования на уроках географии в 5–9 классах.

Знакомство с программой необходимо начать с освоения инструментария, так как умение оперативно использовать возможности программы существенно сократит время и позволит уложиться в стандартную длительность урока.

Путешествие можно разделить на этапы, в том порядке, как они расположены в учебном плане по классам, с 5 по 9. Однако, чтобы мотивировать ребят к дальнейшему изучению географии и сформировать у них целостную картину мира, можно выйти за рамки школьной программы конкретного класса и показать все этапы путешествия.

Этапы выглядят следующим образом:

1) Пятый класс: Наша планета во Вселенной, форма Земли, освещение Солнцем, смена дня и ночи, материки и океаны, состав литосферы (все эти темы показываются на основном изображении Земли с использованием инструментов (см. рис.1)

Рис.1. Программа Google Earth

2) Шестой класс: Гидросфера — разнообразие водных объектов от океанов до рек, озер и болот. Используя функции программы, мы можем детально рассмотреть моря, океаны, рассмотреть их рельеф, определить глубину, найти места гибели подводных лодок и кораблей (см.рис.1). Знакомство с островами, архипелагами будет особо увлекательным: за счет функции «просмотра улиц» можно побывать в тех местах, куда вряд ли удастся поехать в путешествие. Фотографии тех мест дополнят впечатление (см. рис.3).

Рис.2. Место гибели «Титаника» в Атлантическом океане

Рис. 3. Фотографии пользователей в программе

3) Седьмой класс: Природа Земли: джунгли, пустыни, тайга, горные районы (3D-путешествие в режиме полета). Материки: крайние географические точки, основные формы рельефа, самые высокие горы (см.рис.4), природные зоны, гидрография.

Рис. 4. Высочайшая гора на Земле — Эверест (Джомолунгма)

4) Восьмой класс: Разнообразие природных объектов нашей страны: природные зоны — фотографии, крайние географические точки. Памятники природы, объекты исторического и культурного наследия (см. рис.5–6). Весьма интересна функция «Фото 360°» (рис.7).

Рис. 5. Фотореалистичная модель Московского Кремля и храма Василия Блаженного

Рис. 6. Вид на Олимпийский комплекс в Сочи

Рис. 7. Эффект реалистичности при использовании «Фото 360°»

5) 9–11 классы: Экологические проблемы, территории интенсивного освоения человеком (масштабные вырубки джунглей Амазонки, места открытой добычи полезных ископаемых (г.Мирный — добыча алмазов), создание искусственных островов в Дубае и т. п.).

Работая с изменением высоты съемки, можно понять, как наша планета выглядит с борта авиалайнера (10 км), из космического корабля Юрия Гагарина (ок.100 км) и с Международной космической станции (ок. 400 км).

Пожалуй, самым, максимально производящим впечатление на ребят, является процесс поиска на спутниковых снимках мест, хорошо им знакомых: родной город, район, в котором они проживают, дача, школа… Дети очень активно показывают места, где они отдыхали. А некоторые даже делали подробные увлекательные рассказы о своем отдыхе, используя программу Google Earth, фотографии и панорамы.

В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость: Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей — вспоминает, а в четвертой — живёт, как все остальные смертные.

Искренне хочется верить, что путешествие, реализованное на уроке географии про помощи программы Google Earth, станет отправной точкой в жизни будущих первооткрывателей и исследователей!

Основные термины (генерируются автоматически): географическая карта, класс, земная поверхность, место, программа, урок географии.