Расширение контекста когнитивного процесса путем использования современных мультимедийных средств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Кандыба, Н. Н. Расширение контекста когнитивного процесса путем использования современных мультимедийных средств / Н. Н. Кандыба. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13169/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрен вопрос применения достижений технического прогресса в рамках улучшения процесса передачи знаний от преподавателя к студенту. Проведен краткий анализ технических средств обучения. Дана оценка перспективности взаимодействия технических достижений и педагогического процесса.

Ключевые слова: образование, информация, когнитивный процесс

Современные темпы развития общества диктуют свои векторы движения педагогической науки. Повсеместное распространение технических приспособлений визуализации информации приводит к тому, что привычный образ передачи знаний от преподавателя к студенту претерпевает характерные изменения, сущность которых заключается в следующем:

– повышение уровня наглядности изучаемого материала;

– ускорение изучения отдельных элементов;

– улучшение обратной связи между студентом и преподавателем.

Говоря о когнитивном процессе, нельзя не упомянуть, что это есть, в первую очередь, комплексный психологический процесс, основы которого хотя и закладываются с ранних лет жизни человека, но постоянно совершенствуются на всем протяжении его жизни. В связи с этим, в рамках образовательной сферы, является необходимым дополнительная стимуляция усвоения получаемых знаний с привлечением специальных технических средств, что позволяет повысить качество образования и увеличить полезный объем передаваемой информации. Правильная и упорядоченная подача теоретической информации позволяет проектировать базис для формирования в будущем интереса к эмпирическому познанию. С этой точки зрения, «живая» информация, преподносимая посредством новых мультимедийных средств обучения, имеет бесспорные преимущества.

Вопросы модернизации методов обучения в педагогической науке всегда стояли особняком — решение этих вопросов формирует качество образования. Поиском ответов на эти вопросы занимались такие видные деятели педагогики, как А. В. Головачев, Д. Б. Эльконин, А. М. Новиков, Л. В. Занков, В. В. Давыдов.

Безусловно, творчески активные специалисты, обладающие обширным техническим мышлением, необходимым запасом теоретических и практических знаний, умеющие быстро ориентироваться в современных условиях любого производства были и будут востребованы всегда. В то же время, на первый план выходит проблема модификации педагогического процесса с учетом современных требований образовательной сферы и возможностей технических средств. Здесь важно отметить, что, несмотря на кажущуюся универсальность использования мультимедийных средств, нельзя полностью исключать привычные, проверенные временем методики преподавания, такие, как устное изложение информации преподавателем, письменная фиксация студентом информации в рабочей тетради, выполнение студентом самостоятельной внеаудиторной работы. Стандартные методики хотя и доказали свою эффективность за десятки лет, но они, тем не менее, нуждаются в некоторой модернизации путем внедрения более современных методик, учитывающих положительные аспекты и опыт применения стандартных. Проектирование новых методик преподавания должно быть выполнено с учетом использования мультимедийных средств в качестве их основной базы. Это позволит расширять формальные рамки донесения информации до студента, вместе с тем, позволяя преподавателю варьировать тип применяемой методики обучения для достижения наилучшего результата.

Вышеуказанная проблема модификации педагогического процесса имеет свое решение, которое заключается в приобретении и целевом использовании технических средств обучения, а также необходимом и корректном изменении нормативных документов, имеющих влияние на проведение процесса преподавания. Несомненно, потребуется провести обучение педагогов по вопросу использования новых мультимедийных средств. Это позволит поднять процесс передачи знаний на качественно новый уровень.

Технические средства обучения (ТСО) — это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Понятие ТСО включает в себя два компонента: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [3].

Существуют следующие типы ТСО:

– информационные;

– комбинированные;

– тренажеры;

– средства контроля знаний;

– аудиовизуальные средства.

К техническим средствам передачи информации можно отнести следующие компоненты: графопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, проигрыватели, кинопроекторы, радиоузлы, киноустановки, видео- аудиомагнитофоны, компьютеры. Преобразование информации, находящейся на носителях, является отличительной особенностью вышеперечисленных компонентов. Это позволяет передавать информацию в удобной для восприятия форме.

Существует такой подвид технических средств, как контролирующие ТСО, которые в свою очередь делятся на групповые и индивидуальные. Наиболее значимые отличия между этими двумя группами заключаются в методе передачи ответа студентами, а также типами обучающих программ. Степень сложности контроля знаний градуируется от простого к сложному — от кассет, типовых карт до программ компьютерного характера. Благодаря возможностям ТСО, появляется возможность установки определенной скорости подачи материала студенту, что влияет на усвоение знаний. Вместе с тем, применение ТСО подобного рода должно быть тщательно выверено и ограничено, поскольку живое общение с преподавателем имеет больше преимуществ для окончательного анализа и корректировки знаний студента.

Комбинированные технические средства — как правило, выполняют несколько функций. К средствам подобного типа относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

Также существуют тренажерные технические средства, представляющие собой специализированные устройства, учебно-тренировочного характера. Их основное назначение — формирование первоначальных умений и навыков студентов в рамках определенного дисциплинарного поля. Разработанные специально для задач тренажеров, обучающие программы обуславливают применение тренажеров в обучении как дополнительного ТСО. Проектирование обучающих программ основывается на результатах процесса моделирования осваиваемой дисциплины.

Предъявление разносторонних требований к ТСО обусловлено спецификой их применения. Список требований включает в себя следующие положения: педагогичность, функциональность, эргономичность, экономичность.

Педагогичность — согласованность избранного метода преподавания с возможностями технического средства обеспечить его выполнение соответствуя определенным формам учебного процесса.

Функциональность — данное требование заключается в способности применяемого ТСО обеспечивать заданные параметры передачи/воспроизведения информации (надлежащий уровень яркости изображения, приемлемое качество звукового сопровождения и т. п.).

Экономичность — ТСО должны обладать сравнительно низкой ценой относительно уровня качества, долговечности и срока службы отдельных компонентов.

Эргономичность — соответствие технических средств нормативам по безопасной эксплуатации, низкий уровень производимого шума, малый размер аппарата, удобство обслуживания, транспортирования и т. п.

Наиболее популярными и известными являются следующие единицы ТСО:

– компьютер;

– документ-камера;

– мультимедийный проектор.

Как правило, процесс преподавания в качестве передачи новых знаний выражается в том, что преподаватель должен следовать предварительно составленному плану урока, содержащему основные компоненты изучаемого материала.

В связи с этим, следует понимать, что каждая новая порция знаний должна быть передана с использованием определенных заранее средств обучения. Говоря о средствах обучения, важно понимать, что этот многоплановый термин имеет различную трактовку в зависимости от угла взгляда тех людей, которые занимались изучением данного компонента педагогического процесса.

Так, член-корреспондент РАО — Т. С. Назарова — под средствами обучения подразумевает любые материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и студентами в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности [1]. Доктор педагогических наук Б. В. Пальчевский включает в средства обучения материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в рамках учебно-воспитательного процесса [2].

Широкое толкование термина позволило развить многовариантность выбора ТСО для конкретных дисциплин. Вместе с тем, следует помнить, что этот выбор определяется требованиями и спецификой каждой конкретной дисциплины. Чрезмерное использование ТСО может вести к информационной перегрузке студентов, создавать недосказанность по отдельным аспектам дисциплины, формировать ложное восприятие знаний.

Использование современных ТСО в педагогическом процессе способствует знакомству студентов с достижениями технического прогресса, формирует культуру использования сложной техники. Перспективность применения ТСО современного типа не подлежит сомнению — постоянно обновляющаяся инфраструктура учебных заведений создает предпосылки для модернизации применения ТСО в обучении.

В настоящее время, одним из базисных ТСО, постепенно вытесняющим аналогичные, но устаревшие, является компьютер. Эта универсальная электронно-вычислительная машина способна хранить, обрабатывать информацию, обеспечивать обратную связь в электронной форме. Будучи подключенным к еще одной современной единице ТСО — мультимедийному проектору — компьютер способен выводить необходимое изображение на заранее подготовленную поверхность. Наглядность материала во многих случаях позволяет повысить его ценность. Использование компьютера также допустимо в качестве инструмента самоконтроля студентов — они должны выполнять заранее подготовленные преподавателем задания, что даст возможность быстро получить результат и понять, как необходимо скорректировать педагогический процесс для повышения качества образования.

Применение такого ТСО как документ-камера дает возможность многократного увеличения рассматриваемого физического объекта, особенно, если данный объект представлен в единственном экземпляре.

Принимая во внимание тот факт, что технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются, можно ожидать в будущем появления более совершенных ТСО, которые смогут положительно повлиять на педагогический процесс, делая его живее, разнообразнее, интереснее.

Литература:

  1. Назарова Т. С. Педагогические технологии — новый этап эволюции? [Текст]/ Т. С. Назарова // Педагогика. -1997. -N 3. — С. 20–27.
  2. Пальчевский, Б. В. Учебно-методический комплекс: структура, содержание, готовность авторов к разработке [Текст] / Б. В. Пальчевский // Столичное образование. — 2010. — № 7. — С. 5–17.
  3. Фролов И. Н., Егоров А. И. Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие. // Научная электронная библиотека Российской Академии Естествознания. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=1346 (дата обращения: 02.10.17).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, средство, средство обучения, техническое средство обучения, учебно-воспитательный процесс, когнитивный процесс, мультимедийный проектор, образовательная сфера, обратная связь, педагогическая наука.

Ключевые слова

информация, образование, когнитивный процесс

Похожие статьи

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Информационные технологии и перспективы их развития

В статье раскрыты основные аспекты развития информационных технологий в различных сферах общественной жизни. Освещены течения и направления, возникшие в результате эволюции информационных технологий.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Похожие статьи

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Информационные технологии и перспективы их развития

В статье раскрыты основные аспекты развития информационных технологий в различных сферах общественной жизни. Освещены течения и направления, возникшие в результате эволюции информационных технологий.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.