Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС
Автор: Москаленко Анастасия Андреевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 06.11.2017
Статья просмотрена: 7938 раз
Библиографическое описание:
Москаленко, А. А. Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС / А. А. Москаленко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 86-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13188/ (дата обращения: 16.11.2024).
Повышение качества образования, на сегодняшний день, является одной из главных задач системы образования. Образ современного педагога — это творчески думающая личность, обладающая современными методами и технологиями образования, а также владеющая психолого-педагогическими приемами и способами.
Приоритетным направлением в системе образования в Российской Федерации является становление и развитие профессионализма педагогов и учителей. Это направление получило свое развитие в системе непрерывного профессионального образования, которое, в свою очередь, обеспечивает как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность на протяжении жизни человека.
Одним из важных рубежей в деятельности учителя является аттестация. На сегодняшний день, аттестация — это самооценка профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и путей из решения, а только потом процедура составления большого числа отчетных документов.
Достижению высокого уровня профессионализма педагога может способствовать специальная работа методических объединений школ, системы дополнительного профессионального образования педагогов, включающая диагностику актуального развития профессионализма педагога, его компетентностей, а также перспектив и мониторинга развития.
Для оценки критериев и показателей компетентности педагогов нами была разработана авторская методика, которая включает в себя критерии компетентности (Таблица 1). В методике оценки критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов рассматривались такие критерии, как ИКТ-компетентность, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, всего 15 критериев компетентности.
Таблица 1
Критерии ипоказатели оценки компетентности педагогов
№п/п |
Критерии компетентности |
Показатели |
||
Часто |
Иногда |
Никогда |
||
1 |
Применение ИКТ в образовательном процессе |
|||
2 |
Использование различных информационных ресурсов |
|||
3 |
Использование дистанционных технологий обучения |
|||
4 |
Использование разных форм обучения (в том числе дистанционной, электронной, сетевой) для самообразования учителя |
|||
5 |
Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, проведение мастер-классов, проведение занятий в рамках курсов повышения квалификации |
|||
6 |
Повышение квалификации |
|||
7 |
Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней |
|||
8 |
Публикации различного уровня |
|||
9 |
Участие в профессиональных конкурсах |
|||
10 |
Учете личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса. |
|||
11 |
Организация учащихся для достижения социально-значимых результатов |
|||
12 |
Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия |
|||
13 |
Наличие достижений обучающихся по предмету |
|||
14 |
Наличие достижений обучающихся во внеурочной деятельности |
|||
15 |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся |
|||
При ответе на вопросы анкеты оценивался уровень владения каждой компетентностью и общий уровень владения данными компетентностями.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени (корпус 2). Для проведения исследования была сформирована группа педагогов из 30 человек.
Под ИКТ-компетентностью понимают целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной компетентности учителя (Рисунок 1).
Рис. 1. Уровень ИКТ-компетентности
При ответе на вопрос «Применение ИКТ в образовательном процессе» высокий и средний уровень владения данной компетентностью показали 50 % и 50 % учителей соответственно, низкий уровень не показал никто. При ответе на вопрос «Использование различных информационных ресурсов» учителя также показали высокий и средний уровень владения (50 % соответственно), низкий уровень не показал никто. Отвечая на вопрос об использовании дистанционных технологий обучения, высокий уровень владения данной компетентностью показали лишь 20 % учителей, средний — 60 % и низкий уровень — 20 % учителей. 80 % учителей показали высокий уровень владения различными формами обучения для самообразования, средний уровень в данном критерии показали 20 % учителей, низкий уровень не был выявлен. Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги показали высокий уровень владения ИКТ — компетентностью 24 человека (80 %) и средний уровень 6 человек (20 %), низкий уровень не был выявлен.
Анализ методической компетентности педагога основывается на совокупности методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, а также мотивации для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей (Рисунок 2).
Рис.2 Уровень методической компетентности
Анализируя полученные данные, высокий уровень такого критерия как выступление на конференциях, проведение мастер-классов, открытые занятия показали только 10 % учителей, средний уровень у 60 % и низкий уровень показали 30 % педагогов. Критерий «Повышение квалификации» был высоким лишь у 10 % учителей, и 90 % показали средний уровень. Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней на высоком уровне у 10 % педагогов, средний уровень показали 70 % и низкий 20 %. Публикационную активность на высоком уровне проявили 20 % учителей, 60 % средний уровень и 20 % низкий. По критерию «Участие в профессиональных конкурсах» высокий уровень у 10 % учителей, 60 % средний уровень и низкий уровень у 30 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень методической компетентности у учителей МАОУ СОШ № 63 средний.
Критерии развития коммуникативной компетентности должны соответствовать основным функциям и отражать умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника, умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей (Рисунок 3).
Рис. 3. Уровень коммуникативной компетенции
При обработке анкет были выявлены следующие результаты:
- Учет личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса (высокий уровень — 70 %, средний уровень — 30 %, низкий уровень — 0).
- Организация учащихся для достижения социально-значимых результатов (высокий уровень — 50 %, средний уровень — 50 %, низкий уровень — 0).
- Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия (высокий уровень — 60 %, средний уровень — 30 %, низкий уровень — 10 %).
Профессиональная компетентность педагога подразумевает владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками, владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков, обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность (Рисунок 4).
Рис. 4. Уровень профессиональной компетентности
При оценке достижений обучающихся по предмету высокий уровень показали 40 % учителей, средний и низкий уровень был у 30 %. Достижения обучающихся во внеурочной деятельности на высоком уровне представили 20 % учителей, на среднем уровне 50 % и на низком — 30 %. На высоком уровне 70 % учителей продемонстрировали такой критерий, как сохранение и укрепление здоровья обучающихся, 20 % на среднем уровне и 10 % на низком.
Таким образом, оценивая общий уровень владения компетентностями педагогами МАОУ СОШ № 63, ИКТ-компетентность на высоком уровне владеют 80 % педагогов, методической компетентностью на высоком уровне владеют 50 % педагогов, коммуникативная компетентность на высоком уровне представлена у 80 % педагогов, профессиональная компетентность высока у 60 % педагогов (Рисунок 5).
Рис. 5. Уровень профессиональной компетентности педагогов
В результате проведенного исследования можно сказать о высоком уровне профессиональной компетентности учителей МАОУ СОШ № 63. Владение каким-либо критерием компетентности на низком уровне, компенсируется другими критериями.
По результатам проведенного исследования были сформулированы рекомендации:
- В школе должна быть создана демократическая система управления, включающая в себя систему стимулирования сотрудников, различные формы педагогического мониторинга (анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений).
- Регулярное проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности учителей вновь прибывших и учителей с квалификационной категорией на соответствие занимаемой должности.
Литература:
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 34–38.
- Зубкова Н. К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России // Вестник ТГПУ. 2013. № 9 (137). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.10.2017).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря2014 Г. № 2765-Р, утверждающее концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы// URL: http://Минобрнауки.рф (дата обращения: 11.10.2017).