Позитивное психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов как профилактика деструктивной маргинальности
Автор: Абражеева Дина Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 05.11.2017
Статья просмотрена: 75 раз
Библиографическое описание:
Абражеева, Д. В. Позитивное психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов как профилактика деструктивной маргинальности / Д. В. Абражеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13208/ (дата обращения: 16.11.2024).
Маргинальное поведение обучающихся гуманитарных вузов мы трактуем, как особое пограничное поведение, выражающее промежуточное положение человека в социуме и отражающее его социальные установки. При этом маргинальное поведение обучающихся гуманитарных вузов имеет не только деструктивные формы проявления в виде девиации, но и конструктивные, что позволяет рассматривать его не как аномалию, а как иные нормы. Чтобы деструктивная маргинальность проявлялась реже в учебном процессе, необходимо наличие положительного психологического состояния обучающегося.
Н. Д. Левитов трактовал понятие «психологическое состояние» как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывавшую своеобразие психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. [2]
В зависимости от информации, содержащейся в памяти, формируется психологический компонент, который очень важен для понимания действительности окружающей среды, и включает в себя определенные установки, чувства, эмоции (радость, переживание).
При наличии психологического конфликта в процессе обучения между обучающимся и педагогом, смене социальных ролей и статусов, кризиса социальной идентификации возможно проявление маргинальности.
Психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов в процессе учебной деятельности может проявляться через положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоции мы можем наблюдать в виде состояния радости, эйфории, счастья, которые характеризуются в удовлетворительном общении между обучающимися, обучающимся и преподавателем, проявлением улыбки на лице субъектов общения, интонацией голоса. Положительное эмоциональное состояние субъектов влияет на проявление психических процессов и поведение обучающихся в процессе учебной деятельности.
Отрицательные эмоции проявляются в виде печали, грусти, страха, меланхолии, тревоги, паники. Чаще всего из отрицательных эмоций у обучающихся в процессе учебной деятельности проявляется чувство тревоги.
Тревога — это сигнал опасности, который ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к целенаправленным усилиям. Тревожность у обучающихся гуманитарных вузов может проявляться при подготовке и сдаче ими семестровых и государственных экзаменов, защиты дипломной работы.
Ф. Б. Березин выделяет тревожный ряд, который включает в себя несколько аффективных феноменов, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги:
‒ ощущение внутренней напряженности;
‒ гиперестезические реакции;
‒ тревога;
‒ страх;
‒ ощущение неотвратимости надвигающей катастрофы;
‒ тревожно-боязливое возбуждение [1]
Данные феномены проявляются в учебном процессе по-разному в зависимости от стабильности психического состояния обучающегося.
Факторами, снижающими чувство тревоги, являются: предсказуемость внешних событий; возможность заранее подготовиться к неблагоприятным ситуациям; контроль над происходящими событиями.
Лица, которые обладают «сильной» нервной системой характеризуются большей устойчивостью, переносимостью стрессовых ситуаций в отличии от иных субъектов, имеющих слабую нервную систему.
Обучающимся гуманитарных вузов в учебном процессе необходима психологическая помощь со стороны педагогов, которая заключается в обучении определенным приёмам и навыкам поведения в стрессовых ситуациях, повышении уверенности в себе.
Исследователи Г. В. Харитонова и Т. А. Шилова, характеризуя компетентность педагога, утверждает, что наряду с низким психологическим состоянием на успешность образовательного процесса влияет слабая коммуникативная компетентность преподавателя. [4]
Также Т. А. Шилова говорит о том, что на психологическое состояние влияет аддиктивное поведение как одна из форм отклоняющегося поведения, связанная с наличием стремления от ухода от реальности путем создания искусственного изменения своего психологического состояния, осуществления непосредственно путем злоупотребления разнообразными вещами или фиксацией внимания на эмоции. [3]
Психологическое состояние взаимосвязано с успешным учебным процессом. Удовлетворительное психологическое состояние, проявляющееся в готовности к успешному освоению знаний и получению практических навыков, оказывает положительное влияние на учебный процесс. Психологическое состояние, выражающееся в беспокойстве, неуверенности, страхе отрицательно влияет на получение объективных знаний и навыков в учебном процессе.
В период экзаменационной сессии уровень психологического состояния обучающихся гуманитарных вузов снижается. Обучающиеся, обладающие более высоким уровнем беспокойства, труднее переносят психологическую нагрузку в данный период. У них до начала сессии возникает чувство тревоги. Программный материал дисциплин ими запоминается с трудом.
На экзамене при оценке объективности усваиваемой дисциплины обучающимся, преподаватель задаёт дополнительный вопрос, и данный вопрос их ставит в тупик, они воспринимают его как «утопию».
Перед началом учебного процесса и экзаменационной сессии каждый обучающийся имеет психологическое состояние готовности к данному виду деятельности.
Учебный процесс тесно взаимосвязан с психологическим состоянием обучающихся. Агрессивная среда, её изменение, негативные ситуации, инициирует негативное психологическое состояние. Изменение «внутренней установки» влечет изменение психологического состояния любого индивида. В отсутствии диагностики и понимания психологического состояния обучающегося, снижается продуктивность деятельности преподавателя.
Меры профилактики психического состояния обучающихся гуманитарных вузов:
1) недопущение в адрес обучающихся со стороны преподавателя оскорбительных высказываний и несправедливости;
2) уважительное отношение к обучающимся, которое выражается в уважении их чувств, мыслей, суждений, предложений;
3) анализ и оптимизация условий учебного процесса (физические и морально-психологические нагрузки);
4) постоянное изучение социально-психологического климата обучающихся;
5) создание оптимальных условий для проявления творческих способностей обучающихся;
6) изучение и анализ ситуаций, ведущих к повышенным негативным переживаниям, которые способствуют совершению маргинальных поступков в процессе учебной деятельности.
Литература:
- Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности — М.: Медицина, 1976 — с.186
- Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.-343 с.
- Шилова Т. А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков // Системная психология и социология.-2012.-№ 5 (I).
- Шилова Т. А., Харитонова Г. В. Мотивация коммуникативной компетенции педагога // Вестник университета: Теоретический и научно-методический журнал Государственного университета управления.-2011.