Позитивное психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов как профилактика деструктивной маргинальности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 05.11.2017

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Абражеева, Д. В. Позитивное психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов как профилактика деструктивной маргинальности / Д. В. Абражеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13208/ (дата обращения: 16.11.2024).



Маргинальное поведение обучающихся гуманитарных вузов мы трактуем, как особое пограничное поведение, выражающее промежуточное положение человека в социуме и отражающее его социальные установки. При этом маргинальное поведение обучающихся гуманитарных вузов имеет не только деструктивные формы проявления в виде девиации, но и конструктивные, что позволяет рассматривать его не как аномалию, а как иные нормы. Чтобы деструктивная маргинальность проявлялась реже в учебном процессе, необходимо наличие положительного психологического состояния обучающегося.

Н. Д. Левитов трактовал понятие «психологическое состояние» как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывавшую своеобразие психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. [2]

В зависимости от информации, содержащейся в памяти, формируется психологический компонент, который очень важен для понимания действительности окружающей среды, и включает в себя определенные установки, чувства, эмоции (радость, переживание).

При наличии психологического конфликта в процессе обучения между обучающимся и педагогом, смене социальных ролей и статусов, кризиса социальной идентификации возможно проявление маргинальности.

Психологическое состояние обучающихся гуманитарных вузов в процессе учебной деятельности может проявляться через положительные и отрицательные эмоции.

Положительные эмоции мы можем наблюдать в виде состояния радости, эйфории, счастья, которые характеризуются в удовлетворительном общении между обучающимися, обучающимся и преподавателем, проявлением улыбки на лице субъектов общения, интонацией голоса. Положительное эмоциональное состояние субъектов влияет на проявление психических процессов и поведение обучающихся в процессе учебной деятельности.

Отрицательные эмоции проявляются в виде печали, грусти, страха, меланхолии, тревоги, паники. Чаще всего из отрицательных эмоций у обучающихся в процессе учебной деятельности проявляется чувство тревоги.

Тревога — это сигнал опасности, который ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к целенаправленным усилиям. Тревожность у обучающихся гуманитарных вузов может проявляться при подготовке и сдаче ими семестровых и государственных экзаменов, защиты дипломной работы.

Ф. Б. Березин выделяет тревожный ряд, который включает в себя несколько аффективных феноменов, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги:

‒ ощущение внутренней напряженности;

‒ гиперестезические реакции;

‒ тревога;

‒ страх;

‒ ощущение неотвратимости надвигающей катастрофы;

‒ тревожно-боязливое возбуждение [1]

Данные феномены проявляются в учебном процессе по-разному в зависимости от стабильности психического состояния обучающегося.

Факторами, снижающими чувство тревоги, являются: предсказуемость внешних событий; возможность заранее подготовиться к неблагоприятным ситуациям; контроль над происходящими событиями.

Лица, которые обладают «сильной» нервной системой характеризуются большей устойчивостью, переносимостью стрессовых ситуаций в отличии от иных субъектов, имеющих слабую нервную систему.

Обучающимся гуманитарных вузов в учебном процессе необходима психологическая помощь со стороны педагогов, которая заключается в обучении определенным приёмам и навыкам поведения в стрессовых ситуациях, повышении уверенности в себе.

Исследователи Г. В. Харитонова и Т. А. Шилова, характеризуя компетентность педагога, утверждает, что наряду с низким психологическим состоянием на успешность образовательного процесса влияет слабая коммуникативная компетентность преподавателя. [4]

Также Т. А. Шилова говорит о том, что на психологическое состояние влияет аддиктивное поведение как одна из форм отклоняющегося поведения, связанная с наличием стремления от ухода от реальности путем создания искусственного изменения своего психологического состояния, осуществления непосредственно путем злоупотребления разнообразными вещами или фиксацией внимания на эмоции. [3]

Психологическое состояние взаимосвязано с успешным учебным процессом. Удовлетворительное психологическое состояние, проявляющееся в готовности к успешному освоению знаний и получению практических навыков, оказывает положительное влияние на учебный процесс. Психологическое состояние, выражающееся в беспокойстве, неуверенности, страхе отрицательно влияет на получение объективных знаний и навыков в учебном процессе.

В период экзаменационной сессии уровень психологического состояния обучающихся гуманитарных вузов снижается. Обучающиеся, обладающие более высоким уровнем беспокойства, труднее переносят психологическую нагрузку в данный период. У них до начала сессии возникает чувство тревоги. Программный материал дисциплин ими запоминается с трудом.

На экзамене при оценке объективности усваиваемой дисциплины обучающимся, преподаватель задаёт дополнительный вопрос, и данный вопрос их ставит в тупик, они воспринимают его как «утопию».

Перед началом учебного процесса и экзаменационной сессии каждый обучающийся имеет психологическое состояние готовности к данному виду деятельности.

Учебный процесс тесно взаимосвязан с психологическим состоянием обучающихся. Агрессивная среда, её изменение, негативные ситуации, инициирует негативное психологическое состояние. Изменение «внутренней установки» влечет изменение психологического состояния любого индивида. В отсутствии диагностики и понимания психологического состояния обучающегося, снижается продуктивность деятельности преподавателя.

Меры профилактики психического состояния обучающихся гуманитарных вузов:

1) недопущение в адрес обучающихся со стороны преподавателя оскорбительных высказываний и несправедливости;

2) уважительное отношение к обучающимся, которое выражается в уважении их чувств, мыслей, суждений, предложений;

3) анализ и оптимизация условий учебного процесса (физические и морально-психологические нагрузки);

4) постоянное изучение социально-психологического климата обучающихся;

5) создание оптимальных условий для проявления творческих способностей обучающихся;

6) изучение и анализ ситуаций, ведущих к повышенным негативным переживаниям, которые способствуют совершению маргинальных поступков в процессе учебной деятельности.

Литература:

  1. Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности — М.: Медицина, 1976 — с.186
  2. Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.-343 с.
  3. Шилова Т. А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков // Системная психология и социология.-2012.-№ 5 (I).
  4. Шилова Т. А., Харитонова Г. В. Мотивация коммуникативной компетенции педагога // Вестник университета: Теоретический и научно-методический журнал Государственного университета управления.-2011.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, психологическое состояние, обучающийся, учебная деятельность, психологическое состояние обучающихся, чувство тревоги, вуз, маргинальное поведение обучающихся, Шилово, экзаменационная сессия.

Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Этапы преодоления и профилактики пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Этапы преодоления и профилактики пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения