Технологические карты опытов и экспериментов как форма взаимодействия с семьей по формированию представлений о природных явлениях родного края
Авторы: Ермакова Татьяна Александровна, Шагалина Елена Ивановна, Герасимова Алена Николаевна, Ямбулатова Зульфия Габдурахмановна, Сирачева Ольга Николаевна, Мусифуллина Альфия Халиловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 04.11.2017
Статья просмотрена: 469 раз
Библиографическое описание:
Технологические карты опытов и экспериментов как форма взаимодействия с семьей по формированию представлений о природных явлениях родного края / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, А. Н. Герасимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13241/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине». Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей. В исследованиях, посвященных формированию у детей природоведческих знаний (Л. С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С. Н. Николаевой, И. А. Хайдуровой и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания, о приспособлении животных к среде обитания.
Природоведческие представления у детей дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет. В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т. д.
Наш детский сад на протяжении многих лет уделял особое внимание познавательно-исследовательской деятельности.Ирегиональный компонент мы рассматриваем так же с помощью опытов и экспериментов.
Ребенок по своей природе — исследователь. Детское экспериментирование относится к области самостоятельной деятельности дошкольников, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение. Экспериментируя, дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
В процессе работы были определены ключевые проблемы в обеспечении поддержки самостоятельности, инициативности и ответственности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности:
- Значительное превышение познавательной и речевой активности педагогов и родителей над уровнем познавательной и речевой активности детей
- Приверженность педагогов Плану образовательной деятельности, отсутствие внимания к детским вопросам, проблемным ситуациям
- Отсутствие возможности самостоятельного детского экспериментирования (недостатки в развивающей предметно-пространственной среде, наличие страха воспитателя и родителей перед «опасными» опытами и экспериментами в жизнедеятельности дошкольников)
Были определены направления работы:
‒ повышение квалификации педагогов,
‒ образовательная область с детьми,
‒ взаимодействие с родителями
Кроме создания методической копилки (литературы, картотек, планирования) в 2015 г. коллективом был представлен практический опыт в виде разработанных технологических карт: «Методическая разработка «Технологические карты опытов, экспериментов для работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи».
Прежде всего воспитатели изучили требования к развивающей предметно-пространственной среде в свете Требований ФГОС; информировали родителей о содержании и требованиях стандарта дошкольного образования. Создание и оснащение центров экспериментирования проводилось при активной поддержке и помощи родителей дошкольников.
Для решения следующей задачи: привлечь родителей к организации и проведению совместной познавательно-исследовательской деятельности применялись различные формы работы:
‒ Анкетирование «Экспериментирование в семье»
‒ Совместная проектная деятельность по экспериментированию.
‒ Участие в фотовыставке «Экспериментируем дома».
‒ Участие в конкурсе «Я — исследователь» (картотека опытов и экспериментов в домашних условиях, создание фото и видеоальбомов).
‒ Оформление наглядной информации на стенде для родителей, работа папки-передвижки (консультации: «Как способствовать развитию любознательности ребенка?», «Детское экспериментирование — ведущий вид деятельности дошкольника», «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», «Организация и проведение экспериментов в домашних условиях», «Правила безопасного проведения дома опытов и экспериментов».
‒ «Круглый стол»: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная образовательная деятельность, в процессе которой детям доступны различные опыты и эксперименты.
Но всё это можно организовать и в домашних условиях. Для этого совсем необязательно иметь дома специально оборудованную лабораторию с множеством пробирок, «реактивов», микроскопов и других инструментов. Любое место в квартире может стать местом для экспериментирования, проведения опытов. Достаточно иметь желание и, конечно, некоторые научные знания.
Кроме того, существует множество увлекательных и интересных экспериментов, которые невозможно провести с детьми в условиях дошкольного учреждения по ряду причин (работа с опасными предметами; финансовые затраты; отсутствие необходимого оборудования и инвентаря).
Каждый ребенок сможет почувствовать себя исследователем, организовав «лабораторию» дома с помощью родителей! Важным результатом работы по созданию единой модели развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи стал выпуск брошюры «Экспериментируем вместе», адресованный родителям дошкольников разных возрастных групп для практического использования.
В сборнике:
‒ Даны рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности.
‒ Предложены технологические карты, алгоритмы (с подробным описанием) проведения опытов и экспериментов в домашних условиях.
‒ В помощь родителям предложен график проведения опытов (экспериментов); условные обозначения — схемы, дневник для фиксирования результатов; правила безопасности при организации и проведении опытов.
Сборник адресован родителям дошкольников разных возрастных групп для практического использования. Для того, чтобы наблюдаемые явления при проведении опытов и экспериментов лучше запечатлелись в памяти ребенка и могли быть воспроизведены в нужный момент, мы предлагаем фиксировать проведение и результаты экспериментов в ДНЕВНИКЕ (альбоме, тетради, блокноте...), который представлен на слайде.
Специальная рубрика в «Дневнике» — «У нас это было так.».. помогает сделать процесс фиксирования результатов творческим, ярким, запоминающимся. Рисунки, искренние детские эмоции на фотоснимках — главный показатель того, что познавательно-исследовательская деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, делает мир ребенка ярким, увлекательным, полным приключений!
В заключении следует отметить, что в настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево.
Задача педагогов помнить, что одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Литература:
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты [Текст] /О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 192 с.
- Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина; Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64с.
- Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Дыбина. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] /А.Зарипова. //Дошкольное воспитание. — 1994. — № 4. — С. 43–49.
- Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет [Тест] / Н. М. Зубкова. — М.: Сфера, 2011.
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] /И. Э. Куликовская, Н,Совгир. — М.: Педагогическое общество России.- 2003. — 80 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] /Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2005. — 64с.
- Поддьяков, А. Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников [Текст] /Н. Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1989. — 24 с.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] /А. И. Савенков. — М.: «Ось-89», 2006. — 408 с.