Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Диденко, С. Ю. Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов / С. Ю. Диденко, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова, Е. И. Черепанская. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13227/ (дата обращения: 16.11.2024).



В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. На сегодняшний день учителю начальных классов требуются такие методы обучения, которые·формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении. Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а концепции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия.

Проект — одна из форм исследовательской работы, направленная на получение уникального результата. Большая советская энциклопедия предлагает такое определение метода проектов: «Проект — это организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов» [1, c.301].

В своих исследованиях В. Ф. Феоктистова раскрывает понятие проекта и проектной деятельности следующим образом:

Метод проектов — это метод обучения, при котором учащиеся пытаются решить определённую задачу (проблему) в результате самостоятельных действий учеников, итогом которых является создание творческого продукта [5, с. 119].

Проектная деятельность учащихся  это совместная деятельность педагога с детьми, которая может быть учебно-познавательной, творческой, игровой, имеющая общую цель, согласованные методы, и способы действия для достижения общего результата. Но при этом она несёт в себе большой потенциал, необходимый для формирования следующих групп умений, которые лежат в основе компетенций стандарта второго поколения:

‒ исследовательские;

‒ умение взаимодействовать;

‒ оценочные;

‒ информационные;

‒ презентационные;

‒ рефлексивные.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

‒ высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

‒ развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

‒ приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

‒ межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Учителя должны создавать на уроке условия, которые должны формировать у детей информационную и коммуникационную компетентностью [2, с. 254].

Необходимо учить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, формировать вопросы для общения и поиска информации. Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности — сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проектная деятельность подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников — знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата, создание проекта [3, с. 132].

Метод проектов — это всегда решение какой-то проблемы. С одной стороны, решение данной проблемы предусматривает, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны полностью соответствовать поставленным целям, т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию, на уроке, в школе, в реальной жизни. Если метод проектов как педагогическая технология, то эта технология должна предполагать совокупность поисковых, исследовательских, проблемных, творческих методов.

Проектная деятельность в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств (Пахомова, 2003,164).

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей.

Деятельность учащихся при выполнении проекта, по мнению И. С. Сергеева, сосредотачивает внимание на подготовительном и практическом этапах. Остановимся на характеристике этих этапов применительно к учащимся младших классов [4, c. 80].

На подготовительном этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми, но допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. В начальной школе, на наш взгляд, эффективнее использовать не индивидуальные, а групповые проекты. Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

Целью практического этапа является качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается и выполняется, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта. Одной из особенностей применения метода в начальной школе является то, что учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе. Они не всегда правильно работают с литературой (не могут выделить главное, сделать обобщения). Учитель может давать список дополнительных источников информации, в которых данная проблема рассматривается коротко, доступно. На первых порах обучения список может составлять 3–4 источника. По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать. После того как дети найдут ответы на поставленные вопросы, их нужно обсудить. При этом важна направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся. В современной методической литературе немало работ по проектной деятельности в целом, в том числе и о проектах в начальных классах. Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Для проекта требуется личностно значимая и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановый. Темы детских проектных работ эффективнее выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Таким образом, разработка проекта — это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Также в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка.

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычкова — М., 2000. -301.
  2. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000- 432 с.
  3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска [Текст] Н. Ю. Пахомова // Учитель-2000.-№ 1.С. 41–45.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И. С. Сергеев практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во «АРКТИ», 2003.-471 с.
  5. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. [Текст] Рекомендации / В. Ф. Феоктистова Волгоград, -2011.-119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, начальная школа, ребенок, учащийся, метод обучения, практический этап, проектная группа, проектная деятельность учащихся.

Похожие статьи

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по безопасности жизнедеятельности

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Характеристика обучения учащихся вузов устной и коммуникативной речи

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Похожие статьи

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по безопасности жизнедеятельности

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Характеристика обучения учащихся вузов устной и коммуникативной речи

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду