Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны
Автор: Морозов Александр Сергеевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 656 раз
Библиографическое описание:
Морозов, А. С. Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны / А. С. Морозов. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13254/ (дата обращения: 15.11.2024).
Рассматриваются вопросы патриотического воспитания студентов, использование примеров спортсменов участников Великой Отечественной войны в целях патриотической воспитательной работы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенчество, спорт
Будущее любой страны целиком и полностью зависит от молодого поколения. Его воспитание — одна из важнейших государственных задач. [8]
Сегодня особое значение приобретает воспитание идентичности, соответствующей задачам, стоящим перед Россией, что можно сформулировать в виде следующих вопросов: «Кто мы?», «Почему мы?», «А если не мы, то кто?». [3, с. 43–44]
Общая цель патриотического воспитания заключается в формировании у молодежи высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства. Для этого необходимо решать задачи, направленные на повышение уровня социальной активности и гражданственности. [2, с. 141–142]
Студенчество — настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство [6, с.7] и поэтому патриотическое воспитание студенческой молодежи — одна из важнейших задач. Одним из инструментов ее решения является массовый, любительский спорт, вовлечение в него широких масс молодежи, что служит также и делу пропаганды здорового образа жизни. [5]
Занятия спортом это не только физические упражнения, но и воспитание на примере выдающихся спортсменов как настоящего, так прошлого. Одним из важных направлений такой воспитательной патриотической работы может и должно стать информирование студентов о подвигах спортсменов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, их боевом пути и последующем вливании в мирную жизнь. Тренер, преподаватель может рассказать о том, как занятия спортом, спортивные навыки помогали воинам-спортсменам на полях сражений, в партизанских отрядах и т. п. Эту информацию, возможно, давать в виде бесед, лекций с демонстрацией фото и видео рядов, семинаров с участием самих студентов.
Приведем примеры мужества и героизма воинов-спортсменов в годы Великой Отечественной войны.
Как только наступила первая военная зима, самое широкое применение нашли лыжи и соответственно навыки спортсменов-лыжников. Лыжные батальоны опережали и окружали врага, устраивали огневые засады, перерезали коммуникации, совершали рейды преследования.
Обладая большой маневренностью, действуя вне дорог и появляясь неожиданно в тылу или на флангах неприятеля, лыжники вносили панику и смятение в его ряды. Из бойцов-лыжников формировались специальные подразделения воздушно-десантных войск, роты разведки, отряды и группы подрывников, истребителей танков, прочие части особого назначения. Действуя в составе особых отрядов народных мстителей, используя высокое искусство передвижения на лыжах и другие военно-прикладные навыки, лыжники наносили чувствительные удары по фашистским захватчикам. Только за первый год войны партизаны-лыжники уничтожили около 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с вражескими войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на фашистские аэродромы. Фашисты называли летучие, неуловимые, страшные своей ударной силой отряды лыжников — «лыжной смертью».
Уже 27 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), куда влилось свыше 800 спортсменов. Среди них заслуженные мастера и мастера спорта, тренеры, чемпионы СССР, Европы и мира — легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, конькобежец Анатолий Капчинский, боксеры Николай Королев и Игорь Миклашевский, борец Григорий Пыльнов, лыжница Любовь Кулакова, гребец Александр Долгушин. Вошли в бригаду игроки минской футбольной команды «Динамо», 350 студентов и преподавателей Центрального государственного института физической культуры, студенты Московских институтов. В ОМСБОН вступили более 300 женщин. Они стали разведчицами, радистками, медсестрами.
Многие спортсмены были активными помощниками опытным командирам-пограничникам в боевой и физической подготовке омсбоновцев — готовили минеров, разведчиков, стрелков-снайперов, связистов, гранатометчиков, мотоциклистов, парашютистов.
При выполнении заданий и в боях погибли более тысячи солдат и офицеров бригады ОМСБОН. Оставшиеся в живых стали рабочими, колхозниками, учеными, руководителями предприятий, журналистами, писателями, то есть нашли в себе силы заниматься спортом, стать тренерами, подготовить целую плеяду знаменитых спортсменов.
Среди спортсменов-фронтовиков — известнейшие чемпионы и рекордсмены: конькобежец Яков Мельников, футболист Владимир Савдунин, борцы Григорий Курдов, Алексей Столяров и многие другие.
Многократный чемпион СССР по боксу Николай Королев, участвовал во многих боевых операциях отряда ОМСБОН и дважды спасал жизнь командиру, вынося его с поля боя. «Бой шел четыре часа. Нашему отряду удалось вырваться из кольца. Карателей было пятьсот человек, а нас не более семидесяти… Вижу, командир не может двигаться. Дышит со свистом, ранение в голову. Я взвалил его на спину и пошел тихонечко. Думаю, не зря спортом занимался. Самое время показать, что могу. С километр шёл так. Хорошо, ещё снег не был глубокий. Нашли своих, сдал я командира, а сам прислонился к дереву, закружилась голова…», — так описывал выдающийся боксер один из таких подвигов на страницах своих воспоминаний.
Группа боксера Бориса Галушкина, в которой сражались спортсмены Сергей Щербаков, Алексей Андреев, Виктор Правдин и Иван Головенков выполняла боевые задания в тылу врага. Необходимо было переправить через линию фронта раненого бойца из партизанского отряда. Спортсмены несли раненого на руках по лесным тропам и вязким болотам 18 суток, было пройдено 120 километров. За боевые заслуги командиру отряда Борису Галушкину присвоено звание Героя Советского союза посмертно.
Чемпион страны по гребле Александр Долгушин в первые дни войны освоил снайперскую винтовку и был назначен помощником командира роты отряда ОМСБОН.
Мотоциклист Владимир Корнеев служил в мотопехотной части, оборонявшей Сталинград. Спортсмен за одни сутки совершал 400-километровые рейды по фронтовому бездорожью.
Легкоатлет Михаил Кузнецов добывал на немецких минных полях взрывчатку для своего отряда. Будучи тяжело раненым при выполнении этой опасной операции, он дал своим товарищам уйти с драгоценным толом, а сам, истекая кровью, отстреливался, прошел 47 километров и вернулся в отряд. [1,4,7]
Изучение подобных примеров, в том числе и посредством архивной, историко-краеведческой работы, их активное использование в работе со студентами-спортсменами позволит, как представляется, внести в занятия спортом интересный и познавательный информационный компонент, развивающий чувство патриотизма, сохраняющий историческую память.
Литература:
- Бизюкин Д. Николай Королёв. Король ринга и герой войны / [Электронный ресурс] URL: https://sportfm.ru/materials/nikolay-korolyev-chempion-i-geroy-voyny.html (дата обращения — 20.10.2017)
- Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. –172 с.
- Криворотов Д. А., Ибрагимова Л. А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры): Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. университета, 2009. –270 с.
- Королев. Н. На ринге / лит. запись М. Александрова; [ред. Н. В. Васильев; худож. Л. В. Гущин]. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1959. –272 с.: ил., фото.
- Массовые соревнования для всех разрядов с целью популяризации бокса и ЗОЖ / [Электронный ресурс] URL: http://www.boxing78.ru/zozh-boks/ (дата обращения — 20.10.2017)
- Пономарев А. В. и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 408 с.
- Спорт и великие спортсмены в Великой отечественной войне / [Электронный ресурс] URL: https://lektsii.org/10–74971.html (дата обращения — 20.10.2017)
- Хаджаров, М. Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. — С. 72–83.
Похожие статьи
История развития стрелкового спорта в России
В статье представлена краткая историческая справка о развитии стрелкового спорта в нашей стране, затронута тема важности данного вида спорта как элемента патриотического воспитания и личностно-ориентированного обучения.
Военно-патриотическое воспитание учащихся
В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения ...
Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциального поведения молодежи и молодежного экстремизма
В статье подчеркивается значимость физической культуры и проанализирована взаимосвязь влияния физической культуры на поведение студентов и уменьшения асоциальных проявлений. Рассмотрены основные факторы, влияющие на характер отношения студенческой мо...
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров
В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству
В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...
Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания
В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.
Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма
В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Похожие статьи
История развития стрелкового спорта в России
В статье представлена краткая историческая справка о развитии стрелкового спорта в нашей стране, затронута тема важности данного вида спорта как элемента патриотического воспитания и личностно-ориентированного обучения.
Военно-патриотическое воспитание учащихся
В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения ...
Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциального поведения молодежи и молодежного экстремизма
В статье подчеркивается значимость физической культуры и проанализирована взаимосвязь влияния физической культуры на поведение студентов и уменьшения асоциальных проявлений. Рассмотрены основные факторы, влияющие на характер отношения студенческой мо...
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров
В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству
В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...
Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания
В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.
Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма
В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.