Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беляева, О. М. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения / О. М. Беляева, С. В. Горшунова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13260/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель организации образовательного процесса. В статье описаны особенности организации некоторых культурных практик в рамках социального партнерства, позволяющие эффективно решать задачи формирования у детей основ культуры поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира, велосипедиста.

Ключевые слова: культура безопасности, социальные нормы и правила, правила дорожного движения, правила культуры безопасности на дороге, культурные практики, социальное партнерство

Ребенок дошкольного возраста делает первые шаги в сложном мире, неустанно познает особенности социального окружения. Будущее ребенка во многом зависит оттого, насколько взрослые смогут сформировать у него не только определенные представления об окружающем мире, но и понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения.

Каждому случалось быть свидетелем нарушений правил дорожного движения. А задумываемся ли мы, почему граждане нашей страны так настойчиво их нарушают, создавая опасность себе и другим? Причины нарушений правил не столько в незнании или недооценивании ими опасности, сколько в недостаточной общей культуре. Именно низкий уровень культуры зачастую толкает людей на нарушения. Пренебрежительное отношение к жизни, здоровью других, не уважение их интересов и потребностей — основная причина нарушения правил.

Проблема безопасности на дорогах стоит так остро, что ее пытаются решать на разных уровнях, разрабатывая все новые законы и правила.

В ФГОС ДО — так же говорится о необходимости приобщении детей к социокультурным нормам и правилам, о соблюдении правил безопасного поведения. А целевые ориентиры Стандарта сформулированы очень конкретно. Ребенок:

– Соблюдает правила безопасного поведения.

– Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, что хорошо и что плохо.

Возникает взаимосвязь понятий: безопасность и культура безопасного поведения. Как решить эту проблему? Очевидно, что если формировать у дошкольников только знания о правилах дорожного движения — этого будет недостаточно. Поэтому данную проблему мы рассматриваем как формирование основ культуры безопасности.

В связи с этим необходима хорошо отлаженная система психолого-педагогического сопровождения детей в освоении основ культуры безопасного поведения на дороге.

Рассмотрим особенности организации работы.

Основы безопасности дошкольников — это четкие правила о том, что «плохо» и «хорошо», что можно и что нельзя. Безопасное поведение — это поведение, обеспечивающее безопасность существования себя, а также не наносящее вред окружающим. Формирование основ культуры безопасности, в том числе и дорожного движения, невозможно рассматривать без общей культуры человека, без нравственно-этических норм поведения, эмоционально-положительного отношения к соблюдению правил. Поэтому мы рассматриваем задачу формирования безопасности дорожного движения через ознакомление с правилами культуры безопасного поведения.

Сопровождение ребенка в освоении правил культуры безопасности мы ведем одновременно по двум направлениям:

  1. Культура обеспечения личной безопасности.
  2. Культура обеспечения безопасности других участников дорожного движения.

Это чень важный момент. Таким образом мы приучаем детей заботиться не только о себе, но и о безопасности окружающих. Объясняем, что уважение и внимательное отношение к окружающим — это поведение культурного, воспитанного, цивилизованного человека; что жизнь и здоровье человека — это огромная ценность.

Разработанная нами Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников восвоении правил культуры безопасности дорожного движения в своей структуре имеет не только цели, задачи, условия, но направления работы по формированию культуры безопасносго поведения по отношению к себе и по отношению к другим участникам дорожного движения.

Рассмотрим структуру модели.

ЦЕЛЬ: формирование основ культуры безопасности дорожного движения.

ЗАДАЧИ:

  1. Мотивационный компонент: формировать положительную мотивацию к выполнению правил культуры безопаснойдорожного движения.
  2. Когнитивный компонент: формировать знания о правилах культуры пешехода и пассажира, и необходимости их выполнения.
  3. Деятельностный компонент: формировать навыки культуры безопаснасти дорожного движения в поведении и деятельности.

НОРМЫ ИПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ.

УСЛОВИЯ:

– Нормативное и программно-методическое обеспечение

– Профессиональная подготовка педагогов.

– Использование в работе с детьми культурных практик, как наиболее

эффективных форм.

– Взаимодействие с родителями.

– Социальное партнерство.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Следует социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности.
  2. Соблюдает правила культуры безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира, велосипедиста.

В мир культуры безопасности ребенка вводят взрослые. Осуществлять работу по формированию основ культуры безопасного поведения на дороге необходимо в тесном взаимодействии с родителями. При этом базовые составляющие культуры безопасности могут быть сформированы только в семье. Такие компоненты, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье.

На детский же сад ложиться ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания, как формирование системы знаний об источниках опасности на дороге, средствах их предупреждения и преодоления, физической готовности к выходу из опасных дорожных ситуаций.

В связи с этим важным направлением работы дошкольной организации является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге.

Исходя из того, что Стандартом регламентируется необходимость создания условий для развития индивидуальных особенностей и потребностей детей, в работе по формированию у детей основ культуры безопасности на дороге становится актуальным использование разнообразных интегрированных форм совместной деятельности, или так называемых культурных практик.

Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Вместе с тем они включают привычные для него способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

– содержание, качество и направленность его действий и поступков;

– индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

– принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

– принятие общечеловеческих культурных образцов деятельности и поведения.

К культурным практикам относятся все виды исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных и других способов действия ребенка. На их основе формируются его привычки, интересы особенности поведения.

Таким образом, основным показателем образованности в условиях современного дошкольного образования выступают не знания, акультурные умения дошкольника, полученные им в культурных практиках.

Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий создается для становления образованности и культурной идентичности будущего школьника.

В практике работы нашего детского сада широко используются такие культурные практики, как конкурс, игротека, клуб, викторина, творческая мастерская, экскурсия, маршрутная игра, проект, социальная акция.

Отдельные культурные практики целесообразно организовывать в рамках социального партнерства.

Успешное вхождение детей в социокультурную среду, где они учатся свободно ориентироваться, выполняя общепринятые правила поведения, — задача непростая. Именно поэтому мы привлекаем дополнительные образовательные резервы, одним из которых является социальное партнерство.

Социальное партнерство предоставляет широкие возможности для формирования у детей социальных умений, в частности умения соблюдать правила культуры безопасности дорожного движения.

Особого внимания заслуживает деятельность в рамках социального партнерства с детской библиотекой. Территориальная близость с детской библиотекой № 17 позволяет организовывать различные культурные практики: экскурсии, встречи с интересными людьми (работниками библиотеки), акции, конкурсы, тематические выставки.

В нашем детском саду длительное социальное партнерство установлено с инспекторами отдела пропаганды ГИБДД. За период более 10 лет разработаны интересные формы: познавательные викторины; акции; конкурсы; «Дорожные веселые старты», экскурсии, агитбригада, флешмоб, клуб, проект и другие.

Наиболее интересной культурной практикой стала социальная акция. Разные виды акций позволяют решать задачи социализации детей на улицах и дорогах города, а также формирования основ культуры безопасности дорожного движения.

Например, акция «Засветись сам. Засвети своего ребенка». Присутствие инспектора ГИБДД в форме создает дополнительный интерес к теме безопасности ребенка на дороге в темное время суток, повышает активность детей и родителей. После проведения акции родители стали активно использовать светоотражающие элементы на детской одежде и предметах (велосипед, куртка, рюкзак, бейсболка). У детей расширились не только представления о значимости светоотражающих элементов, но и сформировались навыки их изготовления и использования.

Незабываемые впечатления для детей оставляет организация акции на улице города «Дети — за безопасность дорожного движения», которая проводится ежегодно с участием представителей ГИБДД. Предварительная подготовка, заключающаяся в оформлении рисунков, плакатов, открыток, значков. Особые эмоции, чувство собственной значимости испытывал ребенок, когда он вместе с инспектором подходил к водителю, вручал памятку безопасности дорожного движения и желал доброго пути.

Увлекательно проходят и познавательные викторины с участием инспекторов ГИБДД. Умение вступать и поддерживать разговор, высказывать свое мнение, слушать других — важные социальные умения, которые формируются в процессе таких встреч.

Любимой формой детей стала традиция «Встречи с интересными людьми», на которую приглашаются сотрудники ГИБДД или родители, чья деятельность связана с безопасностью дорожного движения. Например, встреча с папой — работником дорожной службы в подготовительной группе. Дети учатся участвовать в коллективном обсуждении, адекватно выражать свои чувства и эмоции, соблюдать правила культуры поведения, закрепляют правила культуры безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и велосипедиста. Это — важные социальные умения. Дети не просто слушают гостя, а участвуют в обсуждении, в совместной деятельности.

Длительное сотрудничество с социальными партнерами позволило добиться значительных результатов, как в разработке содержания разных видов культурных практик, форм наглядности, так и в создании развивающей предметно-пространственной среды. Опыт обобщен в методическом пособии «В добрый путь!», в котором представлено планирование работы с детьми разных возрастных групп, дано описание разных культурных практик по формированию основ культуры безопасности на дороге.

Все это создает возможность успешной реализации задач формирования у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Но самый главный результат в том, что у детей формируются социальные навыки и умения. Ведь вводя ребенка в мир социума — мы не просто расширяем их кругозор, а погружаем в сложную систему взаимоотношений с другими людьми. Культурные практики и социальное партнерство помогает нам более успешно вводить детей в мир человеческих отношений и, следовательно, быть культурным пешеходом, культурным пассажиром и в будущем — культурным водителем.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения заключается в комплексном подходе, реализации модели, основанной на формировании нравственно-этического отношения к окружающим и соблюдению правил культуры безопасности на дороге.

Литература:

  1. Беляева, О. М. В добрый путь! Методическое пособие для педагогов по формировнаию у дошкольников представлений о правилах безопасности дорожного движения. Издание второе, исправленное и дополненное. / О. М. Беляева. — Ульяновск, Изд. Качалин Александр Васильевич, 2017. — 199 стр.
  2. Белокурова, Г. В. Детский сад и семья. Истоки сотрудничества. Методическое пособие для работкников дошкольных образовательных учреждений. / Г.В, Белокурова, О. М. Беляева. — Тольятти, Изд. «Формум», 2014–211 стр.
  3. Сидякина, Е. А. Клуб. Серия «Интегрированные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста». / Е. А. Сидякина, О. М. Беляева, Г. В. Белокурова. — Ульяновск, Изд. Качалин Александр Васильевич, 2015, — 113 стр.
  4. Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. / Т. И. Данилова. — СПб, издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 208 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, социальное партнерство, ребенок, практик, формирование основ культуры безопасности, дорога, правило культуры безопасности, детский сад, качество пешехода.

Ключевые слова

Социальное партнерство, культура безопасности, правила дорожного движения, культурные практики, социальные нормы и правила, правила культуры безопасности на дороге

Похожие статьи

Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Похожие статьи

Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...