Оценка степени влияния развития мелкой моторики на детей с детским церебральным параличом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Заяц, О. В. Оценка степени влияния развития мелкой моторики на детей с детским церебральным параличом / О. В. Заяц, Л. В. Козлова, И. А. Любащенко, Е. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13263/ (дата обращения: 15.11.2024).



Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства, в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Детский церебральный паралич, как утверждают специалисты, это заболевание центральной нервной системы в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Оно может выражаться в достаточно тяжелой форме. При этом заболевании ребенок зачастую лишен возможности свободного передвижения.

Ребенок, с такого рода заболеванием, подобен хрупкому цветку, который желает расцвести, протянуть свои лепестки к солнцу, но, к сожалению, сделать самостоятельно это не может. В таком случае на помощь особенным малышам должен прийти взрослый человек, опытный педагог. Необходимо помочь ребенку обрести веру и надежду. Тяжелая, упорная работа по развитию ребенка, выполненная сообща, рука об руку. Только тогда будет виден явный результат и улучшение.

Необходимо уточнить, что отклонения в развитии у детей с детским церебральным параличом, могут быть как значительные, так и не значительные. У детей без каких-либо значительных отклонений понятие об окружающем мире и предметах обычно формируется при помощи органов чувств. Что касается детей с серьезными отклонениями в развитии, то у них недостаточно возможностей для полного восприятия окружающего мира, поскольку имеются нарушения не только слуха, речи, зрения, а также интеллекта.

Уделяя много времени наблюдению при работе с такими детьми, мы пришли к выводу, что у них недостаточно развиты сенсомоторные функции, познавательная деятельность и моторика рук. Такие дети не могут четко, целенаправленно управлять движениями, а также не способны выполнять весьма простые действия.

Поскольку данная работа, выполненная нами, посвящена оценке влияния развития мелкой моторики рук на развитие детей с ограниченными возможностями, то считаем целесообразным внести пояснения, как следует подходить к развитию мелкой моторики.

Во-первых, следует отметить, что ни в коем случае нельзя действовать спешно и торопливо. Необходимо, чтобы каждое действие с предметом осуществлялось спокойно и медленно. Можно показывать рукой ребенка (сопряженно) как следует выполнять то или иное действие. После совместных действий педагога и ребенка, можно предложить ребенку совершить действие самостоятельно (при необходимости взрослый может оказывать помощь).

Во-вторых, необходимо уточнить, что дети с особенностями развития быстро утомляются. При сравнительно небольших перегрузках, дети становятся уставшими и, по причине этого, раздражительными. В следствии усталости ребенка, у него пропадает всяческое желание обучаться, повторять какие-либо действия за педагогом, теряется интерес к обучению и играм. Как было замечено нами, сначала игры и упражнения по развитию мелкой моторике даются детям нелегко. Поэтому мы сделали исходящий из наблюдений вывод, что нужно ограничивать время проведения занятия 10–15 минутами.

В-третьих, речь пойдет о пользе индивидуального подхода к ребенку с отклонениями в развитии. Следует отметить, что индивидуальный подход полезен и хорош по отношению ко всем абсолютно детям. При индивидуальном подходе более детально можно рассмотреть задание, уделить внимание ребенку, понять, насколько хорошо усвоена тема. А для ребенка с отклонениями в развитии индивидуальный подход, это панацея. Мы считаем, что для достижения наилучшего результата необходимо работать с каждым особенным ребенком индивидуально.

Разрабатывая систему, которая позволит развить мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями, мы опирались на следующие принципы:

  1. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа ведется с учетом психофизиологического развития и индивидуальных особенностей детей.
  2. Систематичность занятий. Занятия проводятся постоянно и регулярно, поскольку дети быстро забывают приобретенные ранее навыки.
  3. Поэтапность занятий. Плавный переход от простых заданий к сложным.
  4. Наглядность. Один из основных принципов в работе.

Медицинское воздействие включает массаж и лечебную физкультуру.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики необходимо начинать с массажа, который можно проводить с помощью следующих игр:

1) «гладилки» (поглаживание ладони с внешней стороны и внутренней).

2) «щипалки» (пощипывание ладошек и пальчиков).

3) «сгибалочки» (сгибание и разгибание пальцев).

4) «костяшки» (массаж ладони костями сжатых пальцев).

Для активного массажа кистей рук можно использовать щетку с ворсинками: ею водят по наружной стороне кулака от кончиков пальцев до запястья. Эти движения помогают снять напряжение в руке ребенка, распрямить кулак и развести пальчики. Упражнение можно выполнять 3–4 раза, поочередно меняя руки.

Наглядность на занятиях с детьми выражается в большом количестве предметов и игр. Работая с детьми, развивая у них мелкую моторику рук, мы постоянно используем упражнения, в которых есть действия с предметами и материалами. Это:

‒ игрушки, издающие всевозможные подражающие звуки;

‒ круглые, перекатывающиеся предметы;

‒ вращающиеся игрушки (юла, волчки);

‒ податливая и готовая к работе глина, разноцветное соленое тесто и экологически безвредный пластилин (материалы можно мять, согревать, передавая тепло своих рук);

‒ непрочная бумага (мять, рвать);

‒ всевозможные, разных размеров и цветов кубики (доставать кубики из коробки, строить из них дом, поезд, башню);

‒ небьющиеся банки и коробки (их можно открывать, закрывать, наполнять крупами, потом трясти, извлекая шум)

‒ любые игрушки, погруженные в воду (их можно ловить руками, сачком, вытаскивать пенопластовые шарики из воды);

‒ песочные ванны;

‒ крупяные ванны (крупа любых размеров);

На протяжении двух лет мы работаем с детьми, у которых ограничены возможности. У этих детей диагноз детский церебральный паралич тяжелой степени. Наша цель и задача помочь малышам адаптироваться в жизни, посредством разнообразных занятий развивать ребят. Поскольку моим детям нравятся пальчиковые игры, мы решили, что они будут постоянно присутствовать в наших занятиях. Особенно важными и продуктивными считаем игры по развитию чувствительности кончиков пальцев при помощи предметов и игрушек с разной шероховатостью.

Как и в любом педагогическом процессе, в работе с особенными детьми могут возникать сложные ситуации. Проводя занятия и играя со своими воспитанниками, мы столкнулись с одной из проблем. Заметили, что дети «забывают» пользоваться своими пораженными конечностями, а также они слабо удерживают игрушку или музыкальный инструмент в руках.

Мы сделали вывод, что необходимость в развитии мелкой моторики рук весьма острая. Будь то пальчиковая игра, или аккуратный массаж рук, или простые, захватывающие предметы, движения. Все это должно дать положительные результаты. Словно зернышки добра они обязательно дадут добрые всходы. На протяжении долгого времени, изо дня в день, мы массажировали детские пальчики, разрабатывали разнообразными движениями кисти рук. Много времени мы уделяли внимание пальчиковым играм и взаимодействию с предметами. Дети положительно реагировали на задания.

Водотерапия, крупотерапия и пескотерапия положительно влияют на наших воспитанников, дают им хороший эмоциональный настрой и заряд бодрости. Дети с удовольствием бьют ладошками по водичке, вылавливают оттуда различные предметы, внимательно рассматривая их потом и изучая. Также ребята с удовольствием погружают свои руки в песок и крупу, которые находятся в отдельных контейнерах. Совершают руками движения: влево-вправо, достают из песка и крупы игрушки. Все это вызывает неподдельный восторг у малышей, а значит, влияет очень положительно на развитие. Поэтому мы стараемся как можно чаще включать в свои занятия эти несложные, но очень необходимые упражнения.

Умелая и кропотливая работа с пальчиками ребенка помогает развивать у него речь, готовит непослушную руку к игре. Все действия сопровождаются речью взрослого. Со временем мы начали замечать, как некоторые ребятишки в наших группах начали издавать новые для них звуки.

Опираясь на наши наблюдения, на изученный нами теоретический материал и использование его на практике, мы считаем, что можно достигнуть положительной динамики при условии своевременного коррекционного воздействия.

Наряду с традиционными методами рисования, существует и нетрадиционная техника рисования. Она заключает в себе использование разнообразных методов и приемов в рисовании, которые обычно не используются на занятиях. Нетрадиционная техника рисования: это и рисование ладошками, и пальчиками, и рисование по сырому фону.

Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для сенсорного развития детей? Они непременно способствуют развитию моторики рук и пальцев ребенка.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия окружающего мира, познание представлений о свойствах предметов, запахе и вкусе.

Важно, что при контакте пальцев рук с краской, дети познают ее свойства: густоту, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей. Нетрадиционное рисование, например, «игра в кляксы», и другие в этом стиле игры очень увлекают детей.

Изобразительная деятельность — одна из важных предметных областей в системе коррекционно-образовательной работы с детьми, у которых по ряду причин имеются интеллектуальные нарушения. У таких детей, к сожалению, недоразвита мелкая моторика рук, что особенно ярко обнаруживается при работе с пальчиками.

Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, специфические недостатки памяти ребенка с ОВЗ весьма затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка очень важно научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать, по возможности делать простейшие выводы. Ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками- сенсорными эталонами.

Важно отметить, что предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью зрительного или слухового анализатора. Речь идет о развитии поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий), определении их температурного режима (горячий, холодный). Рассматривание ребенком предмета, ощупывание его, знакомство с внешним видом предмета- все это благотворно влияет на развитие в целом.

Выражаясь научным языком, занятия по рисованию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, создание целостного образа предметов, развитие слухового внимания и восприятия, тактильно-двигательного восприятия, пространственных представлений. В учебном процессе занятий по рисованию ребенок учится пальчиком размазывать краску (гуашь) по бумаге (сопряженно).

Польза от занятий по рисованию настолько велика, что можно сказать- это непреложная истина. Во время рисования развивается мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт, чувство пластики. Хочется заметить, что наиболее подходящими материалами для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями являются акварельные краски и гуашь.

Занятия рисованием требуют от детей затраты дополнительных физических усилий. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы детей с интеллектуальными нарушениями.

Изобразительное искусство и другие виды детского творчества помогают детям развиваться и полноценно жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами в развитии — это шанс реализоваться в этом мире. Ежемесячно в ЦССВ проводятся выставки, в которых наши воспитанники принимают активное участие. Также ребята участвуют в открытых и межгрупповых занятиях.

Эта специфическая развивающая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений обеих рук, зрительный контроль, представлений об окружающем мире.

Преодоление больших для ребенка с ТМНР трудностей могут дать и большие награды: радость познания, открытия и творчества.

Литература:

  1. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М. Просвещение, 1980.
  2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М. Просвещение, 1991.
  3. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. — М. Аквариум ЛТД, 2001.
  4. Реуцкая О. А. Другой мир «особого» ребенка. — Издательский центр «марТ» Ростов-на-дону, 2011.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования»
  6. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, окружающий мир, развитие, занятие, индивидуальный подход, мелкая моторика рук, возможность, детский церебральный паралич, нетрадиционная техника рисования.

Похожие статьи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Похожие статьи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи