Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа
Автор: Сокольникова Наталия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 16.11.2017
Статья просмотрена: 908 раз
Библиографическое описание:
Сокольникова, Н. М. Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13289/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения является сегодня ключевой для отечественной системы образования. Всем известно, дошкольный возраст — это важный этап в развитии ребенка. Так как именно в этот период у дошкольника формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейных ценностях и малой Родине. К сожалению, опыт работы показывает, что у современных детей эти представления сильно искажены.
В настоящее время вся воспитательная, образовательная и развивающая деятельность с детьми в нашем дошкольном образовательном учреждении построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально — педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1]. Руководствуясь этим, мы считаем, что воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, патриотических чувств, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к культурным традициям своего народа.
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир красоты и искусства, знакомства с обычаями своего народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как образное мышление, воображение, восприятие, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, способность видеть красоту и гармонию, сопереживать и сострадать.
Основой духовно-нравственного воспитания дошкольника является культурная среда общества, в которой живет и развивается ребенок. Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Систематизированная и целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет. Содержание работы ориентировано на то, чтобы дать детям базовые представления о народных праздниках, укладе жизни наших предков, их обычаях, традициях, культурных ценностях. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, развивают познавательный интерес к его истории и культуре.
Основной формой организации педагогической работы является образовательная деятельность. Используются и такие формы работы с детьми, как экскурсии, прогулки, встречи с интересными людьми, просмотр видео- и фотоматериалов; творческие мастерские; прослушивание колокольного звона, классической и народной музыки; совместные праздники и развлечения, а также игровые, туристско-краеведческие и проектные технологии.
Мы стараемся применять творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации образовательной деятельности с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов воспитания и обучения. Что максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей. При ознакомлении с народными праздниками и обычаями используем не только художественную литературу, иллюстрации, картинки, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, утварь, игрушки. Создаем различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.
Педагоги нашего ДОУ вовлекают детей и их родителей в процесс совместного изготовления народных игрушек, поделок к церковным и тематическим праздникам, прививая, таким образом, здоровое начало духовной жизни ребенка. В результате дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные вещи. Важное значение имеет внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям нашего детского сада, мы совместно с музыкальным руководителем провели несколько пробных мероприятий: праздник Покрова Пресвятой Богородицы «Покрывает все покровом Богородица сама», «Именины», спектакль по мотивам сказки «Муха Цокотуха», и другие. В работе с детьми мы широко использовали русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. Наряду с этим мы познакомились с традициями своего родного края Белгородчины: песнями и частушками, колядками и закличками, народными играми и хороводами. В ходе организованной деятельности дети приобрели знания о народном календаре, обычаях, традициях, обрядах.
В результате было отмечено, что дети эмоционально реагируют на используемый речевой, игровой материал, с интересом слушают педагога, а в свободной деятельности активно используют считалки, песенки, заклички, потешки. Это позволило сделать вывод о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия. Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной нами системы.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе — участвуют в семейных праздниках и чаепитиях, народных играх, гуляниях, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, форумах и семинарах. В родительском уголке имеется православная страничка, с информацией о православных праздниках и традициях, об опыте семейного воспитания. Регулярно организуются выставки художественной и научной литературы по данной теме и выставки детских работ.
Таким образом, оценивая результаты своей работы, мы можем с уверенностью сказать, что приобщение дошкольников к культурным традициям своего народа способствует не только формированию у них духовно-нравственных качеств личности, но и расширяет кругозор, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания. Способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений; вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ «Перспектива». 2014.-32с.
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П.- М., УЦ «Перспектива». 2012.- 248 с.
- Нравственное воспитание в детском саду/Сост.: Петрова В. И., Стульчик Т. Д. — М., Мозаика-Синтез, 2008.