Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования
Авторы: Хентонен Анна Геннадьевна, Ермолов Илья Андреевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 15.11.2017
Статья просмотрена: 442 раза
Библиографическое описание:
Хентонен, А. Г. Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования / А. Г. Хентонен, И. А. Ермолов. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13294/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.
Ключевые слова: информационно-техническая компетенция, студент, система среднего профессионального образования
В современных социально-экономических условиях система профессионального образования претерпевает значительные изменения, которые связаны с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов. Среднее профессиональное образование (СПО) становится более привлекательным для молодежи, так как наиболее полно отвечает потребностям рынка труда и профессиональным интересам личности, оптимизируется система управления, объемы и профили подготовки. Высококвалифицированные специалисты среднего звена занимают сейчас наибольшую часть в кадровой структуре различных отраслей экономики в стране. В связи с этим обновление структуры и содержания образовательного процесса направлено на формирование у студентов СПО ключевых компетенций.
Актуализация проблемы формирования ключевых компетенций у будущих специалистов среднего профессионального образования связана с многообразием видов профилей обучения, а также отсутствием единой общепризнанной классификации. Анализ психолого-педагогических исследований (И. А. Зимняя, Д. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров, А. В. Хуторской и др.) показал, что в ряду ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, является информационно-техническая. Именно она определяет успешность профессиональной деятельности выпускника СПО в современном информационном обществе, позволяет ориентироваться в информационных источниках, адекватно оценивать качество, уместность и ценность информации, свободно использовать информационно-технические умения и навыки в будущей трудовом процессе.
Информационно-техническая компетенция у обучающихся формируется на разных этапах его обучения [2]: в системе общего образования (Н. Н. Доброва, А. В. Козырева, А. В. Краузе, Т. Н. Лебедева, А. Ю. Петухов, С. А. Сладков, А. Н. Худякова); в системе профессионального образования (Г. Г. Брусницина, Т. В. Добудько, С. А. Зайцева, Г. А. Кручинина, М. В. Кручинин, В. В. Кюршунова, И. В. Ряхинова, А. А. Узденова); в системе дополнительного образования и переподготовки (A. M. Оробинский, О. Б. Зайцева, Н. В. Кисель, М. М. Пшукова, О. Г. Смолянинова); образование в старшем возрасте (О. И. Кочурова).
При этом особую значимость в формировании информационно-технической компетенции у обучающихся занимает профессиональное образование, которое включает овладение студентами опыта собственной деятельности и принятия решения, готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Информационно-техническая компетенция формируется у студентов в системе среднего профессионального образования через технологии накопления и осмысления информации, отработки технических умений и навыков на практике.
В психолого-педагогических исследованиях информационно-техническую компетенцию выпускников СПО часто связывают с понятиями «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «компьютерная компетентность». Она многоаспектна и представляет собой готовность студента решать профессиональные задачи средствами информационных технологий. Информационно-техническая компетенция предполагает не только умение обучающихся работать с компьютерной техникой, программным обеспечением, сетевыми и коммуникационными технологиями, но и способность к самообразованию, развитию определенных личностных качеств, клипового и аналитического мышления.
Формирование информационно-технической компетенции студентов СПО имеет следующие особенности:
– практикоориентированность системы профессионального образования направленно не только на овладение обучающимися знаний, умений и навыков, но и накопление опыта практической деятельности, целью которой является достижение профессионально и социально значимых ключевых компетенций. Мотивация студентов к изучению теоретического материала осуществляется в процессе решения практических профессиональных задач. Соответственно ключевыми дидактическими единицами являются: знания — умения — навыки — опыт деятельности;
– применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности студента и осуществляется переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Сущность подхода проявляется в том, что формирование компетенции у обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на поиск и открытие новых знаний;
– интегративным показателем качества подготовки студентов является способность решать информационно-технические задачи с учетом специфики их профессиональной деятельности;
Таким образом, основными критериями сформированности информационно-технической компетенции у выпускников СПО являются:
– когнитивный, включающий знание основных способов поиска, обработки и хранения информации; знание информационных программ, их возможности и сложности в работе;
– мотивационный, определяющий потребности и цели профессионального обучения личности, стремление и способность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Именно этот критерий определяет направленность студента в образовании и развитие у него способности достигать успехов в профессиональной деятельности;
– ценностно-ориентировочный, включающий личную и социальную значимость информации для студента, умение его применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;
– практико-технический, определяющий овладение обучающимися практическими способами, умениями и опытом применения средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
– личностно-творческий, включающий развитие таких личностных качеств как: коммуникабельность, дисциплинированность, работоспособность, организованность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, креативность. Творческий аспект профессиональной деятельности определяется уровнем развития клипового и аналитического мышления, способности решать нестандартные задачи и предлагать неординарные решения [3].
Информационно-техническая компетенция студентов СПО имеет интегративный характер и включает в себя:
- Знания об объектах изучения, средствах и способах деятельности, обеспечивающих использование информационно-технических знаний в профессиональной деятельности. Когнитивные навыки проявляются в способности обучающегося извлекать, интерпретировать и перерабатывать информацию в процессе собственной деятельности. Переход знаний о способах практической деятельности в умение, навык и соответствующую компетенцию осуществляется в процессе приобретения студентами опыта практической реализации этих действий в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно выделить следующие информационно-технические знания выпускников СПО: аппаратных и сетевых программных средств и технологий; модели и алгоритмы решения функциональных и вычислительных задач; принципов работы локальных и глобальных вычислительных сетей; принципов функционирования и работы программных продуктов и программного обеспечения; методов, способов и приемов разработки и отладки программы; методов регулирования, контроля и защиты информации; в области технических, конструкторских и эксплуатационных характеристик технических средств; достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области приборостроения, машиностроения.
- Практический опыт использования известных средств и способов профессиональной деятельности, реализуемых в умениях и навыках, соответствующих им компетенции. Информационно-техническими умениями и навыками студентов СПО являются: умение собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию; умение работать с проектной и технической документацией; способность внедрять в производство инновационные технологии; умение вести техническую документацию; умение контролировать качество выполненных работ; умение использовать локальные и глобальные вычислительные сети; умение регулировать, контролировать и использовать средства защиты информации.
- Опыт творческой деятельности определяется новизной, креативностью и неординарностью в принятии профессиональных решений по выбору и применению профессионально-ориентированных информационных технологий.
- Опыт эмоционально-ценностного отношения студента к информационно-технической деятельности определяется способностью его использовать полученные знания в практической деятельности. При этом содержание эмоционального опыта, как указывает И. Я. Лернер, состоит не только в эмоциональных реакциях на определенные, социально и личностно значимые объекты, но и в обобщенной, сформировавшейся на этой основе способности переживать те или иные эмоции безотносительно к конкретным объектам, рефлексии и возможности восстанавливать в сознании пережитые эмоции, наличии представлений о них и их возможной силе, способности вызывать в себе эти эмоции и адекватно откликаться на эмоции других людей [1, c.25]. Этот опыт тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах [3].
Таким образом, информационно-техническая компетенция студента СПО представлена следующими аспектами: коммуникативный (способность работать в команде, эффективно выстраивать систему общения с коллегами, руководством, клиентами); мотивационный (мотивы и интересы овладения информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий; осознание необходимости эффективной работы с информацией и готовность к ней); когнитивный (знание целей информационной профессиональной деятельности, способов получения, обработки и хранения информации); технологический (умение, навык, опыт применения средств информационных технологий в профессиональной деятельности); нормативно-этический (взаимодействие человека с информационной средой); рефлексивный (умение мысленного — предваряющего или ретроспективного анализа своей и чужой деятельности).
Системное, целостное представление об информационно-технической компетенции, выделение сущностных черт и аспектов, обоснование критериев и показателей является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий её формирования [3]. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовать информационно-техническую подготовку студентов в системе среднего профессионального образования и значительно ускоряет процесс их овладения современными информационно-техническими средствами.
Литература:
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Семаева С. Л. Формирование информационной компетенции у студентов технических специальностей в учреждениях среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7029 (дата обращения: 06.11.2017).
- Семенова Е. А. Формирование информационно-технологической компетентности у студентов технических специальностей вуза // Молодой ученый. № 15(95). № 15. С.606–610.
Ключевые слова
студент, информационно-техническая компетенция, система среднего профессионального образованияПохожие статьи
Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа
В данной статье обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнено понятие «художественно-эстетическая компетенция», рассмотрены принципы формирования художественно-эстетической ...
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.
Похожие статьи
Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа
В данной статье обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнено понятие «художественно-эстетическая компетенция», рассмотрены принципы формирования художественно-эстетической ...
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.