Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики
Авторы: Маркелова Анастасия Михайловна, Калинкина Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 14.11.2017
Статья просмотрена: 457 раз
Библиографическое описание:
Маркелова, А. М. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / А. М. Маркелова, Е. А. Калинкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13298/ (дата обращения: 16.11.2024).
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Ученые пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие к движению механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых — помочь ребенку в развитии мелкой моторики рук.
Развитие навыков мелкой моторики важна еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
пальчиковый театр;
рисование разными способами: пальцами, ладонью, карандашом и пр.;
графические упражнения;
лепка;
ручной труд, в который входят работа в технике изонить, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.
Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами, одним из который является бумага. Бумага пластична, легка в обработке, не требует больших усилий и специальных приспособлений, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы.
Несмотря на изменения, произошедшие в технологии изготовления бумаги, она не потеряла своих свойств, а приобрела новые возможности: не рвется при сгибании, позволяет применять разные способы и методы, имеет насыщенный, приятный цвет, разнообразные фактуру и структуру.
Работая с бумагой, дети понимают, что она универсальна, ее можно складывать, вырезать, плести. Проявляя свои творческие способности, ребенок формирует зачатки познавательной и исследовательской деятельности, готовится к самореализации.
В ДОУ используют различные виды бумажной пластики:
аппликация;
витражи и силуэтное вырезание;
конструирование из бумажных полос — скручивание и выгибание;
оригами — складывание листа бумаги в различных направлениях, знакомство с базовыми формами.
Указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука, а в оригами очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.
Также занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немало важно для будущих первоклассников), вырабатывается усидчивость.
Занятия оригами нравятся детям, потому что это похоже на чудо — из обычного листа бумаги рождаются различные фигурки, многие из них забавны, функциональны, подвижны, с ними можно действовать. Несколько поворотов бумаги и листок превращается то в мышку, то в кошку, то в птицу, которая к тому же еще и машет крыльями. Задача педагога сделать этот интерес устойчивым.
Таким образом, Занятия оригами способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильного звукопроизношения, общих речевых навыков, связной речи, словаря.
Ниже приведена технологическая карта педагога, активно использующего технологию оригами.
ФИО педагога |
Калинкина Елена Александровна |
|||||||||
Возрастная группа |
Старший дошкольный возраст, 6–7 лет |
|||||||||
Форма организации, количество обучающихся |
Групповое занятие, 10человек |
|||||||||
Тема занятия |
Цветы для мамы |
|||||||||
Используемые технологии и методики |
|
|||||||||
Цель занятия |
Создать условия для развития у детей творческих способностей. |
|||||||||
Задачи |
1.Формировать умения дошкольников работать по образцу с использованием алгоритма. 2.Развивать конструктивные и творческие способности. 3.Воспитывать трудолюбие и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
|||||||||
Предпосылки универсальных учебных действий |
||||||||||
Предпосылки личностных УУД: |
Предпосылки регулятивных УУД: |
Предпосылки коммуникативных УУД: |
Предпосылки познавательных УУД: |
|||||||
Воспитывать нравственные ориентиры (любовь и уважение к маме). |
Формировать умение осуществлять действия по образцу и заданному алгоритму. |
Формирование отвечать на вопросы, обращаться за помощью. |
Формирование умения ориентироваться на плоскости листа. |
|||||||
Оборудование: |
Образцы цветов (тюльпан, калла), цветная бумага, ножницы, ваза, алгоритмы. |
|||||||||
Структура занятия |
||||||||||
План занятия, цель деятельности педагога |
Содержание занятия, деятельность педагога |
Деятельность воспитанников, предполагаемые действия |
Методы и приемы работы |
|||||||
|
||||||||||
Приветствие Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка |
Приветствие детей, установить зрительный контакт. Организовать игру: «Разноцветный букет» Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов. |
Дети выполняют движения. |
Игровой метод |
|||||||
Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности. |
Предложить послушать стихотворение Миронова Л. «Букет цветов»: Пойдем в цветочный магазин, Здесь красота и блеск витрин. Распрямляют листья розы, Желтоглазые мимозы, Ароматы лепестков, Море праздничных цветов. Покупать букет мы станем В самый лучший праздник мамин. Спросить детей, о чем это стихотворение. Подвести к нужному ответу (это стихотворение о цветах, которые можно подарить маме в весенний праздник). Предложить детям сделать цветы для мамы из бумаги в технике оригами. |
Дети слушают, размышляют, высказывают предположения. Соглашаются сделать цветы для мамы. |
Словесный метод: рассказывание стихотворения. |
|||||||
|
||||||||||
Организация практической деятельности. Пальчиковая гимнастика «Росток» Практическая деятельность |
Пригласить детей пройти в мастерскую, рассмотреть предложенный материал для работы, образцы цветов (тюльпан, каллы). Выбрать алгоритм изготовления выбранного цветка. Предложить занять рабочее место, обсудить этапы выполнения работы. Предложить выполнить пальчиковую гимнастику «Росток». Из земли торчит росток (пальцы собраны в щепотку) Это будущий цветок. Дождик, дождик поливай! (левая рука поднята вверх, кисть опущена, пальцы расслаблены. Быстро пошевелить пальцами над «ростком»). Ты цветочек подрастай (медленно вытягивать правую руку вверх) Вверх тянись, старайся, (вытянуть правую руку вверх, поставить локоть на стол) Солнцу открывайся. (Развести пальцы правой руки в стороны)
Предложить детям приступить к выполнению работы, используя алгоритм. Оказать детям помощь при необходимости. По мере окончания работы предложить детям поставить цветы в вазу. |
Проходят в мастерскую, рассматривают предложенный материал, образцы, выбирают алгоритм. Занимают рабочее место, обсуждают этапы выполнения. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Выполняют работу, используя алгоритм, обращаются за помощью по необходимости. Готовые цветы ставят в вазу. |
Демонстрация: показ предметов, способа действий. Словесный: объяснение/презентация. Игровой метод/ЭОР Моделирование. |
|||||||
|
||||||||||
Рефлексия. |
Пригласить детей рассмотреть все работы. Выбрать понравившийся цветок, обосновать свой выбор. Организовать игру «Пирамида любви». Предложить построить «пирамиду любви» из рук детей, выстраивая кисти рук одна на другую, говоря, за что они любят маму. Обратить внимание на тепло рук и высоту пирамиды. Высокая, потому что вы крепко и нежно любите свою маму. Поблагодарить детей за изготовленные цветы. Попрощаться. |
Дети рассматривают, выбирают, обосновывают свой выбор. Рассказывают, что понравилось на занятии, что заинтересовало, что было трудным. Дети выполняют игровые действия. Подбирают слова, характеризующие положительные качества мамы. Прощаются. |
Словесный: итоговая беседа Игровой метод |
|||||||
Литература:
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология — 1983 -№ 1
- Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет //Дошкольное воспитание — 2005 — № 5
- Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. — Ярославль: Академия развития, 2015.