Планирование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цюман, Л. А. Планирование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе / Л. А. Цюман. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13299/ (дата обращения: 16.11.2024).



Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок начинает познавать Родину — через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

  1. История города (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории города).
  2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
  3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
  4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к памятникам).

Уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше общество укреплялось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя его безоблачного детства. Необходимо осуществлять работу по воспитанию любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать о Москве — столице нашей Родины, городе, где они живут. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях ВОВ и труда. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины — эти черты Российского воина понятны старшим дошкольникам.

В старшей группе работа по воспитанию патриотических чувств у детей проводится мною через вовлечение воспитанников художественно-речевую, изобразительную, театральную, музыкальную, спортивную деятельность, что в конечном итоге способствует достижению определённых результатов в патриотическом воспитании.

Интеграция образовательных областей в ходе реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию осуществлялась следующим образом:

Познавательно-исследовательская деятельность (область «Познание»):

‒ ознакомление детей с научно-обоснованным, адаптированным к возрастному восприятию, информационным материалом по установленным темам на основе наглядности, эстетичности и эмоциональной окрашенности видеоряда;

‒ обсуждение аспектов раскрываемой темы в беседе с детьми, с дополнениями и объяснениями педагога;

Игровая деятельность (область «Социализация»)

‒ дидактические игры-путешествия по просторам Родина, по родному городу, по заповеднику и пр.

‒ самостоятельные сюжетно-ролевые игры на основе полученных впечатлений от прочитанных художественных произведений о героях истории, былинных и сказочных героях, а также ролевые игры профессиональной тематики;

‒ игры-развлечения, посвященные народным праздникам и традициям;

‒ подвижные игры, организованные совместно с родителями и другими представителями семьи.

Коммуникативная деятельность (область «Коммуникация»)

‒ организованные тематические экскурсии совместно с родителями, клубные часы и «круглые столы», объединяющие детей воспитателей и родителей проникновением в темы нравственно-патриотической сферы;

‒ оформление мини-музеев, стендов, фотовыставок, исследовательские и творческие совместные работы.

Продуктивная деятельность (область «Художественное творчество»):

‒ декоративное рисование и лепка по мотивам народно-прикладного искусства;

‒ конструирование макета Кремля и других объектов русского зодчества;

‒ рисование по рассматриваемым темам;

‒ создание объектов искусства (аппликации) для оформления тематических стендов.

Музыкальная деятельность (образовательная область «Музыка»):

‒ прослушивание аудиозаписей русских народных песен, фольклорной музыки, музыки военных лет, произведений классической музыки патриотического содержания;

‒ разучивание и исполнение песен, посвященных знаменательным для нашего народа датам.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

‒ чтение воспитателем произведений художественной литературы, подобранных для ознакомления и понимания исторических и культурных событий в жизни народа;

‒ разучивание стихотворений, раскрывающих аспекты патриотических и нравственных чувств;

‒ проведение поэтических праздников в контексте тематического планирования.

Трудовая деятельность (образовательная область «Труд»).

‒ общественно-полезный труд в процессе режимных моментов с объяснением значимости такого труда для ближайшего окружения ребенка.

Для эффективной организации образовательной деятельности с детьми педагогу необходимо создать условия: разработать модели образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, где определены цели, задачи, формы и методы работы, содержание образования на конкретном возрастном этапе.

Программные цели и задачи дошкольного образования реализую при комплексно-тематическом планировании и организации различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к фольклору, к России.

Для диагностики сформированности патриотизма мы применили критерии оценки патриотизма, разработанные в рамках мониторинга патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой.

Данные критерии позволяют изучить сформированность структурных компонентов патриотизма. Для удобства обработки полученных результатов мы ввели балльную систему оценки.

Критерии сформированности патриотизма:

Содержательный компонент:

1.1.Овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире.

1.2.Овладение детьми знаниями об истории страны.

1.3.Овладение детьми знаниями о культуре и традициях народа.

1.4.Овладение детьми знаниями об устройстве общества.

1.5.Овладение детьми знаниями о природе родного края.

Эмоционально-побудительный компонент:

2.1.Переживания положительного эмоционального отношения к усвоенным знаниям, потребность расширить свой опыт.

2.2.Переживание положительного эмоционального отношения к окружающему миру (любви к родному городу, краю, селу, стране).

2.3.Переживание гордости за трудовые успехи людей, живущих в России, желание быть похожими на них.

2.4.Стремление участвовать в общественно полезном труде.

2.5.Уважение к историческому прошлому родной страны.

2.6.Восхищение подвигами людей, защищавших страну.

2.7.Восхищение и интерес к народному творчеству.

2.8.Любовь и уважение к родному языку.

2.9.Любовь и бережное отношение к природе родного края.

Деятельностный компонент:

3.1.Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, членам свое семьи, проявление заботы о них, готовность выполнять свои обязанности).

3.2.Бережное отношение к изделиям народных мастеров, вещам, общественному имуществу.

3.3.Умение отразить патриотические представления, умения, чувства и убеждения в творческой деятельности.

3.4.Бережное отношение к родной природе.

3.5.Наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему и проявление патриотизма.

Оценка результатов:

2 балл — критерий ярко выражен у ребенка.

1 балл — критерий проявляется не всегда.

0 баллов — критерий не проявляется в поведении ребенка.

Общее количество баллов по каждому компоненту и уровни сформированности компонента:

Содержательный компонент:

0–3 балла — низкий уровень

4–7 баллов — средний уровень

8–10 баллов — высокий уровень

Эмоционально-побудительный компонент:

0–6 баллов — низкий уровень

7–12 баллов — средний уровень

13–18 баллов — высокий уровень

Деятельностный компонент:

0–3 балла — низкий уровень

4–7 баллов — средний уровень

8–10 баллов — высокий уровень

Благодаря созданию системы работы педагога дошкольного образования у наших детей сформировано положительнее отношение к родному краю, повысился интерес к устному народному творчеству. Родители активно участвуют во всех мероприятиях.

Литература:

  1. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. — 2001.- № 5.
  2. Герасимова З., Козачек Н. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание, 2001. — № 12.- С.47–52.
  3. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России. Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».- М.: АРКТИ, 2003. — (Развитие и воспитание дошкольников).
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. — 2007.- № 6. С.118–121.
  5. Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1980.-с.45–74.
  6. Новицкая М. Ю., Афанасьева С. Ю., Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. Издательство: ДРОФА, 2010. — 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): овладение детьми, балл, ребенок, родной город, бережное отношение, высокий уровень, дошкольный возраст, образовательная область, родной край, дошкольное образование.

Похожие статьи

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Похожие статьи

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности